Как не засветить пленку в фотоаппарате
Перейти к содержимому

Как не засветить пленку в фотоаппарате

  • автор:

Путешествуя с пленкой

Так или иначе пленочная фотография довольно часто связана с путешествиями.
Мы ездим, плаваем, летаем и берём плёнку во все уголки мира. Однако главной проблемой становится досмотр багажа в рентген-сканере. Именно этому вопросу мы хотели бы уделить внимание в данной статье.

Пленка, в особенности экспонированная, является очень чувствительной структурой, которая нуждается в должном внимании. Что угодно можно повредить вашу плёнку: излишняя жара, высокая влажность, рентген-излучение и тому подобное. И если в пределах родного города управляться с пленкой довольно легко, поскольку Вы не покидаете свою зону комфорта, то любая поездка становится для Вас сравнительно неудобным мероприятием, если Вы используете общественные виды транспорта. Одним из самых опасных источников излучения являются рентген-устройства, и Вы непременно столкнетесь с вереницей сканирующих устройств по пути на борт самолета в терминалах аэропортов разных городов и стран.

Как скажется рентген-излучение на моих пленках?

Рентген, как привило, оставляет вуаль по всей пленке, делая её тем самым непригодной для корректного экспонирования. Определить наличие вуали можно на негативе по межкадровому расстоянию. На правильно экспонированной плёнке межкадровое расстояние будет светлее экспонированного. На подверженной рентгеновскому облучению пленке межкадровое расстояние темное, при сильном облучении межкадровое расстояние и вовсе порой сливается с экспонированным кадром. Также вуаль может проявиться частично на экспонированном кадре. Третий возможный случай дефекта на пленке — это незапланированная двойная экспозиция. Рентгеновские лучи просвечивают смотанную пленку таким образом, что кадры экспонируются друг на друге. Другой случай — это следы ракорда (ими могут быть цифры, надписи, технически обозначения), которые также попадают на непроявленную пленку. Если всё же плёнке суждено быть подвергнутой рентгеновскому излучению, то согласно тестам компании Kodak пленка со светочувствительностью до ISO 200 способна выдержать до 16 прохождений через сканер, однако это относится к современному оборудованию, так что далеко не во всех уголках мира данная информация может быть применима. Пленка ISO 400 и выше едва ли выдержит 4-5 подобных сканирований. Стоит опять упомянуть то, что во многих уголках земного шара сканеры дают гораздо большую дозу облучения. Уровень оснащенности того или иного аэропорта или железнодорожного вокзала будет отличаться от страны к стране, будь то это Южная Америка, Африка или Азия. Так же будет и отличаться то, как будет складываться общение с сотрудниками безопасности.

Как защитить свои пленки в путешествии?

Ответ на этот вопрос довольно простой. Держите их в сухом месте, уберегайте от прямого солнечного света и не подвергайте рентгеновскому облучению. Обеспечить соблюдение первых двух пунктов не должно стать проблемой, так что сосредоточим внимание на третьем пункте. Наибольшей проблемой для Вас станет общение с многочисленными сотрудниками безопасности аэропортов и других общественных мест, которые задействуют пункты досмотра в своей работе. Далее предлагаем Вам несколько основных правил: При перелетах не кладите пленки в багаж, который будет подвергаться проверке. Машины для сканирования багажа используют гораздо большую дозу излучения для сканирования Не кладите пленки в свинцовые конверты, которые предназначены для защиты пленки. Как только багаж с данными пакетами попадет в сканер, оператор просто будет увеличивать дозу рентгеновского излучения до тех пор, пока не увидит, что находится внутри. Храните все свои пленки в прозрачных пластиковых zip-пакетах с застежкой (такие пакеты Вы могли видеть в посылках от нашей фотолаборатории). Располагайте пакеты с пленками в легкодоступном месте для того, чтобы их было легко найти и достать из сумки. Ещё одна причина, по которой пленка должна храниться отдельно — это посторонние предметы. Металлические элементы будут запечатлены на непроявленной пленке. Если Вы всё же намерены складывать плёнки в багаж, то рекомендуем Вам класть их вместе с предметами одежды (лучший вариант — вещи без металлической фурнитуры). Как правило, оператор подобного сканера не применяет большую дозу излучения, так как она не требуется для просвета ткани. Помечайте экспонированные пленки так, чтобы Вы могли легко отсортировать их, если это потребуется. Также указывайте то, с каким ISO экспонировалась пленка. Упорядоченная система хранения пленки в разы упростит процесс личного досмотра пленок, так как внушает одним только своим видом, что для Вас действительно важно то, что запечатлено на этих плёнках, и насколько им необходимый ручной досмотр. Когда Вы путешествуете с пленкой, запланируйте дополнительный час времени. Да, вам может сильно не повезти. Не оставляйте пленку в камере, когда проходите через контроль безопасности. Камера будет сканирована, и Вы ничего не сможете с этим поделать. Если же Вам действительно не повезет, то при досмотре Ваша камера может быть открыта, а пленка засвечена. Если же Ваша пленка наполовину экспонирована, то учитывайте риск испортить её, и решите, хотите ли Вы оставить её в камере.

И всё же главным моментом в путешествии с пленкой станет общение с сотрудниками безопасности. Только Ваша чрезвычайная вежливость и терпение помогут уберечь Ваши пленки от рентгена. Как правило, когда сотрудник безопасности аэропорта или же любого иного общественного места видит то, что пленка тщательно упакована в пакеты, рассортирована и подписана, то он понимает, что для Вас действительно важно то, чтобы она не была подвержена рентгеновскому облучению. Подводя итог, хотелось бы сказать, что по-настоящему одержимого своим любимым делом человека не может остановить ни ручной досмотр, ни любой другой пункт контроля безопасности. Земля полна местами, красоту которых может передать только плёнка.
Берегите Ваши пленки. Снимайте. Путешествуйте. Lighthouse Film Lab

ИНФО

СОЦ. СЕТИ

КОНТАКТЫ

Потаповский пер., д. 12

(вход со двора, цокольный этаж)

Как вынуть плёнку из фотоаппарата: владельцам мыльниц

Многоразовые (перезаряжаемые) плёночные мыльницы разрабатывают таким образом, чтобы зарядить и вынуть плёнку было просто. И чтобы засветов плёнки не случалось.

Я продаю и проявляю плёнку. Спустя 2 года я убедился, что заряжать плёнку обычно умеют. А вынимать не очень. В этой статье отвечу на распространённые вопросы. Но сперва подпишитесь на мой Телеграм-канал. Там интересно!

Как плёнка мотается в фотоаппарате

Чтобы у вас на финише (когда отснят последний кадр и пора вынимать ролик из фотоаппарата) не было проблем, нужно знать как работает ваша камера.

Плёночные мыльницы бывают двух видов:

  1. камера при заряжании цепляет кончик плёнки на приёмную катушку и с каждым кадром наматывает на приёмную катушку отснятый материал, вытягивая свежую плёнку из заряженного ролика с плёнкой;
  2. камера при заряжании полностью сматывает всю плёнку из фирменного светонепроницаемого ролика на приёмную катушку и потом по кадру сматывает отснятый материал обратно в ролик.

Зачем вам это знать? Потому что если ваша камера сначала вытянула всю плёнку на приёмную катушку и потом с каждым нажатием спуска сматывает отснятую плёнку обратно в ролик, то на последнем кадре камера всё смотает обратно и ваш материал будет в безопасности, даже если вы вдруг(!) откроете крышку плёночного отсека.

А вот если ваша камера закончит снимать и вся экспонированная плёнка на финише будет на приёмной катушке (а не в светонепроницаемом ролике), то открыв крышку плёночного отсека вы засветите всю плёнку.

Поэтому зарядив плёнку, слушайте как долго ваша камера жужжит.

Как правило, в обоих типах камер после последнего отснятого кадра плёнка сама автоматически сматывается (доматывается) в ролик. Вы услышите, что камера жужжит дольше обычного. Это значит, что плёнка кончилась. Можно вынимать плёнку из камеры. Это безопасно.

Исключением являются очень старые мыльницы, где нет мотора. Там кадры перематываются колесом, а сматывается плёнка специальной ручечкой. Но такую древнюю технику я уже не вижу и не будем о ней!

Кнопка принудительной смотки плёнки

В стародавние времена, когда фотоплёнки в природе было как грязи и она почти ничего не стоила, легко можно было представить себе ситуацию, когда вы зарядили в камеру 36 кадров, отсняли 5 важных сцен и вам больше не нужно ничего снимать. Чтобы покончить с плёнкой разом на камерах есть кнопка принудительной смотки плёнки. Она обычно находится на тыльной (или нижней) стороне камеры и утоплена в корпус, чтобы её нельзя было нажать случайно.

Если вы намерены отснять плёнку целиком, не нажимайте эту кнопку!

Не открывайте крышку отсека плёнки

В моей практике были случаи, когда фотографы после нескольких кадров желали убедиться, что камера работает (плёнка не бракованная и прочее), открывали крышку плёночного отсека и любовались на засвеченную плёнку. Не делайте так! Вы ничего не увидите там. Негативы получаются после проявки плёнки в темноте и специальной химии. В плёночной фотографии нельзя увидеть промежуточный результат. Такая возможность есть в Polaroid.

Как достать кончик плёнки

Отдельный вопрос про кончик плёнки. Иногда фотографы нечаянно сматывают плёнку в катушку при зарядке. Достать кончик плёнки можно с помощью специального инструмента фильм-пикера:
Внимание! Вы не сможете достать зарядный кончик, разворотив приёмное гнездо отверткой или ножом. Вы засветите плёнку. Такие случаи у меня были.

Были в моей практике и случаи, когда кончик плёнки пытались извлечь уже у отснятой плёнки. И засветили её. Но зачем? Для проявки не нужен кончик. При проявке ролик вскрывается в темноте и плёнка вынимается целиком, а не вытягивается за кончик.

Как самостоятельно проявить фотопленку

С каждым годом пленочная фотография становится все более популярным хобби — об этом свидетельствуют объемы продажи фотопленки, — но и, к сожалению, более дорогим. Проявлять отснятое дома проще и интереснее, чем кажется, — не сложнее, чем сварить кофе или приготовить пасту. А еще это в десять раз дешевле, чем в фотолаборатории.

Пленочный фотограф Сергей Король рассказал «Большому Городу», как организовать проявку дома и что для этого потребуется.

Автор: Сергей Король

Как все работает

Фотопленка — это полоска прозрачного пластика, на которую нанесена эмульсия. В эмульсии находятся крохотные кристаллы галогенидов серебра, чувствительных к свету (аналоговые пиксели). Когда на кристаллы попадает свет, они изменяются (условно «получают заряд»): чем больше света падает, тем сильнее меняются кристаллы.

Во время проявки фотопленку помещают в раствор проявителя. Вещества, содержащиеся в проявителе, связываются с кристаллами в пленке, «зачерняя» их. То, на что попал свет, становится черным (чем больше «заряд» кристаллов, тем чернее). Поэтому изображение на фотопленке — инвертированное, негативное.

Затем фотопленку промывают и помещают в фиксирующий раствор, фиксаж. Фиксаж — просто слабая кислота, смывающая «незаряженные» кристаллы, на которые не попал свет.

После пленку промывают и сушат. Все, готово!

Что потребуется

Бачок

Специальный светонепроницаемый бачок, в котором на спирали размещается пленка. Сгодится и старый дедушкин, но я бы советовал купить новый (например, от JOBO или AP) — он точно не будет «светить», да и заправлять пленку в него поприятнее.

Бачок AP mini compact универсальный для проявки фотопленок, односпиральный

Проявитель

Для старта советую использовать жидкий проявитель Rodinal или готовый проявитель D-76. Вообще, разных проявителей много, опытные фотолюбители подбирают свой под задачи и особенности пленки.

Проявитель D-76 (SFL) готовый, 1 литр, для проявки шести-Восьми негативных ч/б фотопленок

Фиксаж

Лучше также использовать уже готовый фиксаж. Для начала лучше подойдет «кислый» — закреплять им быстрее и надежнее всего.

Фиксаж ФК-2 (SFL) готовый, 1 литр, для обработки ч/б фотоматериалов

Дистиллят

После проявки и промывки фотопленки ее полезно минуту-две вымочить в дистиллированной воде, чтобы на поверхности не осталось характерных разводов. Эти разводы возникают из-за того, что в проточной воде содержатся известь и соли, которые остаются на пленке после высыхания.

Мелочи

Также нам потребуется термометр, который можно опустить в воду и который дает точность плюс-минус один градус. А еще кухонные весы с точностью до одного грамма.

Как все устроено

Готовим катушку

Перед зарядкой пленки в бачок важно извлечь из нее «язычок» пленки. Это можно сделать с помощью специального экстрактора.

Экстрактор фотопленки (FILM PICKER) AP

Если экстрактора нет, катушку пленки можно просто разломать руками или вскрыть с помощью ножниц — делать это нужно исключительно в темноте.

Заряжаем пленку

Пленку в спираль бачка тоже заряжают в полной темноте. Проще всего сделать это в ванной или туалете, выключив свет. Обратите внимание на щель под дверью: лучше заткнуть ее полотенцем, чтобы случайно не засветить пленку во время проявки.

Просто поместите пленку в начало спирали, а после вращающим движением заправьте пленку в бачок. Посмотрите простую инструкцию о том, как сделать это правильно.

Скорее всего, первая пленка будет заряжаться в бачок с муками — не советую проявлять катушку, которая вам очень важна. А в идеале можно извести ненужную катушку на тренировку.

После того как вы зарядите спираль, поместите ее в бачок и плотно закройте крышку. Дальше проявлять пленку можно на свету — бачок светонепроницаем.

Готовим раствор

Для каждой фотопленки и каждого проявителя есть свои условия: степень разведения, температура, время проявки. Я ищу их в бесплатной базе знаний.

В таблице вижу, что для черно-белой фотопленки Ilford HP5+, отснятую как 400 ISO, и проявителя Rodinal со степенью разведения 1+25 время проявки составит шесть минут. А температура готового раствора — 20 градусов.

На дне бачка написано, сколько готового раствора нужно иметь для проявки пленки. Обычно я готовлю раствор на 600 миллилитров воды, потому что набил руку на приготовлении такого объема — уже «на глаз» набираю воду нужных температуры и объема.

Чем точнее вы готовите раствор, тем выше шанс получить гарантированный результат проявки. Практика показывает, что температуру воды можно измерять с точностью до одного градуса, а объем раствора — с точностью до пяти-десяти миллилитров воды. Концентрированный проявитель лучше отмерять с точностью до одного миллилитра.

Проявляем

Включаем секундомер на телефоне и заливаем раствор в бачок. Когда зальете полностью, закройте крышку на бачке и повращайте его в руках, перемешивая, — примерно полминуты. После полезно поставить на стол с хлопком, чтобы от легкого удара с поверхности пленки отделились пузырьки воздуха.

Затем вращайте бачок несколько секунд раз в минуту — этот процесс называется агитацией. Она помогает омывать пленку раствором и улучшает качество проявки.

Промываем

Когда время выйдет, вылейте проявитель в раковину. Он может поменять цвет и стать фиолетовым или синим — не пугайтесь, это нормально. Как только выльете раствор, поставьте бачок под струю прохладной воды примерно на одну-две минуты, выливая воду каждые 20-30 секунд.

Фиксируем

После того как промоете пленку, вылейте воду и залейте раствор фиксажа. Оставьте пленку в нем примерно на пять минут. Агитировать фиксаж необязательно. Фиксаж обычно многоразовый, и после полезно слить его обратно в бутылку.

Промываем

После фиксирования снова промойте пленку в течение двух минут, а потом — залейте на полминуты дистиллятом и поагитируйте.

Сушим

Пленку сушат вертикально, прикрепив с помощью прищепки на любое место (например, на люстру или держатель душевой шторки). Обычно фотопленка сохнет два часа. Полезно прикрепить еще одну прищепку или любой другой груз на свободно висящий конец, чтобы во время сушки пленка не теряла форму.

Что дальше

Черно-белая фотопленка — негативная. Чтобы посмотреть снимки, ее нужно отсканировать (или напечатать их на фотоувеличителе, что сложнее). Готовую пленку можно отнести в лабораторию, где ее отсканируют на профессиональном оборудовании. А можно быстро посмотреть на результат дома с помощью приложений для смартфона (например FilmBox или Film Scanner).

Как не засветить пленку?

Nickaneki

Не я первый, не я последний задаю этот вопрос, но у меня ситуации немного другая. Везде пишут о том, как не засветить пленку открывая крышку, или можно ли засветить пленку в аэропорту, но я спрашиваю о другом. Как не засветить пленку тридцатилетней давности найденную на разборке старого дома? Я не фотограф и не имею ни малейшего представления о том как проявлять фото, но мне не хочется засветить старую пленку, к примеру, просто просмотрев её под ярким светом. Как мне не засветить такую пленку? Честно, мне порой страшно брать её в руки, ведь я не знаю что может привести к засвету. Пока я не нашел ни одной пленки с белыми сегментами, но опять же, я просмотрел только от силы штук 5, ибо побоялся засветить остальные, а их там штук 40. Вряд ли кому интересно, но дом в советское время принадлежал фотографу. Это можно понять по СОРОКА моткам пленки с фотографиями, мотку проявленных фотографий, линзам, оборудованию предположительно предназначенному для работы с фото, проявителю (в душе не знаю, что это, но этой штуки там было пачек пять), ванночкам для проявки и небольшой комнате, где все это было найдено, предположительно проявочной.

31 мая 2020 г., 15:56:01

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *