Концертный зал чайковского когда построен
Перейти к содержимому

Концертный зал чайковского когда построен

  • автор:

Концертный зал имени Чайковского

Главная концертная площадка Московской филармонии — Концертный зал имени П. И. Чайковского — более семи десятков лет хранит верность традициям высокого исполнительного мастерства и безупречного вкуса.

В начале XX века в здании будущего Концертного зала имени П. И. Чайковского располагался знаменитый на всю Москву театр французского антрепренёра Шарля Омона, затем театр «Зон» и Театр РСФСР. В 1922 году здание передали Театру Мейерхольда, и в течение десяти лет мастер ставил здесь свои революционные спектакли. Мейерхольд планировал грандиозную перестройку театра в духе своих представлений об искусстве будущего, но до трагических событий конца 30-х он успел лишь установить основу здания в кирпиче и бетоне. В 1940 году в помещении бывшего театра открылся Концертный зал, получивший имя Петра Ильича Чайковского в честь 100-летия со дня рождения классика. За несколько десятилетий на сцене Концертного зала имени Чайковского на Триумфальной площади выступили Эмиль Гилельс и Давид Ойстрах, Сергей Лемешев и Иван Козловский, Ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева и Государственный хор имени Пятницкого, а также множество других прославленных артистов с мировым именем. Даже во время Великой Отечественной войны здесь не прекращались концерты. Один из крупнейших концертных залов столицы не только стал культурным форпостом всероссийского масштаба, но и превратился в часть жизни для нескольких поколений москвичей.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+

Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.

Смотрите также:

  • Знакомство с Москвой: небанальные экскурсии по городу
  • 10 концертов для влюблённых в музыку
  • Интеллектуально-развлекательные викторины о кино и сериалах
  • Новые музыкальные горизонты: страны, стихии, миры
  • Обучающие курсы в Москве

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Концертный зал чайковского когда построен

Свой собственный зал, который все знают как Зал Чайковского, Московская филармония получила не сразу — это произошло в 1940 году. Дальнейшей экспансии пришлось ждать гораздо дольше. Только в последние 15 лет Филармония сначала обустроила при Зале Чайковского маленький Камерный зал на 100 мест, а затем успешно освоила огромный комплекс на окраине Москвы: концертная жизнь, как это когда-то и задумывалось, снова стала децентрализованной.
Первые концерты Московская филармония проводила на тех площадках, которые были привычны для столичной концертной жизни еще с конца позапрошлого века: в Большом и Малом залах Московской консерватории, а также в Колонном зале ставшего Домом союзов Благородного собрания. Со временем к ним добавились Бетховенский зал Большого театра и концертный зал бывшей усадьбы Коншина (Дома ученых), а также множество постоянных и временных сцен в рабочих клубах, новосозданных домах культуры и даже парках. К 1937 году десять таких площадок, включая легендарный ДК имени Горбунова, Центральный дом культуры железнодорожников и мельниковский ДК имени Русакова, получили даже официальный статус районных концертных залов Московской государственной филармонии. Но у всех этих залов были другие собственники. В 1930-е это уже не создавало таких коллизий, как в 1920-е, когда фактическим хозяином Большого зала консерватории был кинотеатр «Колосс». И все-таки вопрос о наделении Филармонии собственным зданием, которое могло бы разместить и концертную площадку, и административную штаб-квартиру, поднимался неоднократно.
В том же 1922 году, когда Филармония дала свой первый концерт, на карте Москвы появилось новое театральное название — Театр имени Мейерхольда (ТиМ; позднее — ГосТиМ).

Возглавляемый великим режиссером театр располагался в здании на Триумфальной площади, которое выглядело на тот момент порядком диковинно — вроде ярмарочных павильонов конца XIX века. Его в 1902 году возвел для кафешантанной антрепризы Шарля Омона архитектор Модест Дурнов, человек, который остался в истории Серебряного века благодаря Бальмонту, снабдившему свою книгу «Будем как солнце» посвящением: «Модесту Дурнову, художнику, создавшему поэму из своей жизни». Театр на Триумфальной, однако, оказался той еще «поэмой»: газеты писали (и, судя по фотографиям, совершенно справедливо), что он «своей пошлостью вызывает гадливое чувство во всяком мало-мальски художественно развитом человеке».
На этой-то сцене и появились все великие мейерхольдовские спектакли 1920-х, но режиссер все это время мечтал о принципиально революционном здании, которое опрокинуло бы все устоявшиеся стереотипы относительно того, как должна строиться встреча публики с театральным зрелищем. В начале 1930-х эти мечты начали обретать форму: вместе с молодыми архитекторами Михаилом Бархиным и Сергеем Вахтанговым (сыном Евгения Вахтангова) Мейерхольд стал подбирать архитектурно-инженерное выражение для своих замыслов. Никакого портала между зрительным залом и коробкой сцены, никаких выстроившихся по вертикали лож: зал должен был образовывать в плане огромный эллипс с двумя круглыми сценами, к которым на манер древнегреческого театра спускались бы ряды зрительских мест. Но проект Бархина и Вахтангова, отчетливо конструктивистский и по своему технологическому посылу, и по решению общего облика здания, к началу 1930-х уже плохо вписывался в официальную эстетику.

Учитывая градостроительную роль будущего ГосТиМа (здание должно было выйти вторым фасадом на государственно-парадную улицу Горького), Моссовет провел закрытый конкурс на решение фасадов уже строящегося к тому моменту здания, в котором приняли участие Андрей Буров, Георгий Гольц, Илья Голосов, потом поручил ту же задачу Алексею Щусеву — но все безрезультатно. Мейерхольд был репрессирован и погиб, недоделанное здание оказалось бесхозным.
К 1940 году, когда страна должна была пышно отпраздновать 100-летие со дня рождения Чайковского, здание решили передать Московской филармонии, назвав новый зал именем композитора. Его архитектурную судьбу окончательно решил Дмитрий Чечулин, примиривший в своем проекте множество высказанных ранее идей. Эллиптический мейерхольдовский зал с амфитеатром превратился в концертное пространство, выходящий на площадь торжественный портик с десятью пилонами намекал на конструктивистский проект Георгия Гольца, а «решетчатый» орнамент в облицовке фасада — на проект Ильи Голосова.
Композиция главного фасада так и осталась резко необычной, непохожей на ходовые решения сталинского классицизма. Но архитектор при необходимости мог указать недовольным на самый что ни на есть почтенный образец: устройство этого фасада (открытая галерея снизу, глухой и гладкий объем сверху) воспроизводит венецианский Дворец дожей.

Для непонятливых это сходство подчеркивали пресловутый орнамент, скопированный с венецианского первоисточника, и «ренессансный» декор — к 100-летию Филармонии все это тщательно отреставрировано, как и публичные интерьеры здания, и украшающие фасад первоначальные горельефы с изображением музицирующих представителей народов СССР.
В 2014 году Филармония получила в свое распоряжение еще одну достопримечательную постройку, относящуюся к совсем другому времени,— образец позднесоветского архитектурного модернизма брежневских времен. Это здание на юго-западе Москвы появилось в 1980 году как Культурный центр Олимпийской деревни — исполнив эту роль, оно потом три с лишним десятка лет использовалось с разной степенью толковости, успев побывать и залом Росконцерта, и Музыкальным театром под управлением Владимира Назарова (2002–2014). После реставрации в комплексе, названном «Филармония-2», появились залы под самые разные нужды, приличествующие концертному учреждению XXI века (включая Игровой зал и Виртуальный зал), но сохранилось суровое богатство внутренней отделки с флорентийскими мозаиками на олимпийские темы. А главный зал на 1 тыс. мест с улучшенной под руководством лучших мировых специалистов акустикой получил новое имя — теперь у Филармонии есть не только Зал Чайковского, но и Зал Рахманинова.

Концертный зал имени П. И. Чайковского

В 1939 году недостроенное здание театра Мейерхольда передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал, получивший имя П. И. Чайковского. В это же время автор проекта Всеволод Мейерхольд был арестован, а в 1940 году (за полгода до открытия зала), расстрелян.

1938: Остановка строительства в связи ликвидацией Театра Мейерхольда и открытие станции метро «Маяковская»

К 1937 году почти полностью был возведён каркас здания, но в январе 1938 года строительство остановили в связи с приказом о ликвидации Театра имени Мейерхольда.

В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро «Маяковская», построенная по проекту А. Душкина.

1933: Продолжение строительства и конкурс на фасад здания театра

К 1933 году удалось построить самое основное: внутри старых стен возник огромный железобетонный эллиптический зал, в бетоне были сооружены ступени большого амфитеатра, сделаны игровая площадка с двумя кругами и трюм. Зал был перекрыт, устроены фонари верхнего света, построены фойе и лестницы. По задней стене зала были сделаны два этажа полуколец артистических и уборных. В том же году объявляется архитектурный конкурс на фасад Театра имени Мейерхольда. Дальнейшая работа была передана архитектору А. Щусеву, а затем — Д. Чечулину и К. Орлову. В то время стилистическая направленность советской архитектуры развернулась от конструктивизма в сторону классических форм. Щусев предлагал возвести прямоугольную башню с элементами ар-деко на углу здания и декорировать фасад ромбовидным орнаментом. Именно на этот вариант позднее опирался Чечулин, которому поручили исполнение итогового проектирования.

Один из проектов здания был отмечен в советских филателистических материалах (1937)

1930: Проект перестройки здания

Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание на Триумфальной площади и превратить его в самый большой и современный театр в Москве. Проект здания театра был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым, сыном Евгения Вахтангова, и Михаилом Бархиным. Проект 1930 года включал крышу-купол, стеклянный потолок и трансформируемую сцену, состоящую из двух подвижных кругов. Главной задумкой Мейерхольда было создание общего пространства сцены и зрительного зала. В 1931 году был представлен второй вариант, более радикальный, где новое здание считалось только с габаритами участка.

1927

Режиссер, новатор, актер, — Мейерхольд пробовал разные подходы: отмена всех занавесей, «раздетая» сцена – движущиеся щиты – звучащее оформление с бамбуковыми шестами – прозодежда – исторически точный костюм и декорации.

Концертный зал имени Чайковского

Изначально это здание построили для театра Всеволода Мейерхольда.

Концертный зал имени П.И. Чайковского, фото 2017 года

В 1900 году старый трехэтажный дом на месте современного концертного зала имени Чайковского достался антрепренеру Шарлю Омону.

В 1902 он перестроил дом и перевел туда из Камергерского переулка свой пользовавшийся скандальной славой «вертеп Омона» — театр «Буфф-миниатюр». Здание построил архитектор Модест Дурнов. Омон хотел облицевать фасад бело-синим фарфором, а вход сделать в виде пасти дракона, поглощающего поток публики. Но на воплощение первой идеи не хватило денег, а вторую губернатор Москвы князь Голицын назвал безнравственной и запретил даже думать о ней.

Новое здание вызвало противоречивые мнения: восторг публики и резкое неприятие эстетов.

г.Омон. насадил в Москве роскошные злаки кофешантана и француженок, стоящих на сцене вверх ногами и в этих прекрасных позах распевающих игривые шансонетки.

В 1907 году Омон разорился и бежал из России. Театр «Буфф» продолжал давать представления, и в 1912 его владельцем стал содержатель буфета И.С. Зон.

Он перестроил здание и переименовал его в «Театр Зон». Репертуар стал менее скандальным и более привлекательным для «приличного общества». А в 1922 году сюда въехал театр Всеволода Мейерхольда.

Театр Всеволода Мейерхольда

Через 10 лет началось строительство нового здания. Проект разработали М. Бархин и С. Вахтангов при участии самого Мейерхольда.

В новом театре предполагались трансформируемая сцена с большим поворотным кругом. Крыша над залом планировалась раздвижной. Все должно быть электрифицировано и кинофицировано.

Реализация проекта затянулась. Изменилась мода, и А. Щусев в 1935 году подготовил проект реконструкции Старотриумфальной площади, а Д. Чечулин разработал новый проект театра с большой угловой башней, увенчанной статуей Маяковского.

Но и это здание не завершили: в 1937 Мейерхольда репрессировали. Поэтому здание достраивали с упрощениями по проекту Дмитрия Чечулина. В 1940 году там открыли Концертный зал Московской филармонии имени Чайковского.

Сейчас это главный зал Московской филармонии, где бережно восстанавливают исторические интерьеры, постоянно улучшают акустику и дают 300 концертов в год.

Говорят, что. . во время Великой Отечественной войны в зале имени Чайковского концерты шли, несмотря на осадное положение. В подвале здания было бомбоубежище, куда спускались слушатели во время налетов фашистской авиации, а на крыше находилась зенитная установка .

. тучи над Мейерхольдом начали сгущаться задолго до ареста. Сначала Михаил Булгаков досрочно похоронил режиссера в романе «Роковые яйца». Потом вышли афиши, где вместо «Итак, моя основная установка — на провинцию» было написано «Итак, моя основная установка — на провокацию». А тут еще и сам режиссер назвал свой театр Государственным театром имени Мейерхольда. И это при собственной жизни .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *