На какое расстояние следуют пригородные поезда
Перейти к содержимому

На какое расстояние следуют пригородные поезда

  • автор:

Приказ Минтранса России от 18.07.2007 N 99 (ред. от 08.02.2019) «О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2007 N 9969)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

Статья 87. Поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории:. скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения;

дальние, местные и пригородные в зависимости от расстояния их следования.
Критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Комментарий к статье 87
1. Поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, в зависимости от скорости движения делятся на скоростные, скорые и пассажирские. Скорость сообщения как показатель качества является весьма значимым фактором для пассажиров, поэтому перевозки пассажиров высокими скоростями следует рассматривать как транспортную продукцию повышенного качества.
К скоростным относятся поезда, следующие со скоростями 141 — 160 км/час и 161 — 200 км/час (маршрутная скорость таких поездов на всем пути следования должна превышать 85 км/час), к скорым — не ниже 50 км/час (при этом маршрутная скорость скорого поезда должна быть не менее чем на 5 км/час выше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского поезда постоянного обращения, следующего в том же сообщении по одному и тому же маршруту) и к пассажирским — до 50 км/час.
Скоростные и скорые поезда имеют более удобное время отправления с начальных железнодорожных станций и прибытия на конечные, более комфортабельные вагоны и условия проезда пассажиров. Все фирменные поезда относятся либо к скоростным, либо к скорым. Пассажирские поезда имеют меньшую скорость движения и большое количество остановок для посадки и высадки пассажиров, что предопределяет их значительно большее, по сравнению со скоростными и скорыми поездами, время нахождения в пути.
Наряду со скоростными, скорыми и пассажирскими поездами по железным дорогам обращаются грузо — пассажирские и почтово — багажные поезда. Грузо — пассажирские поезда формируются на малодеятельных линиях (участках) из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров на небольшие расстояния. Почтово — багажные поезда формируются из пассажирских вагонов, предназначенных в основном для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных вагонов для перевозки пассажиров.
2. В зависимости от расстояния следования поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на дальние, местные и пригородные.
К поездам дальнего следования относятся поезда, курсирующие на расстояние свыше 700 км, к местным — до 700 км, к пригородным — до 150 км, а в отдельных случаях (например, в Московском железнодорожном узле) и на большее расстояние.
По видам сообщения перевозки пассажиров делятся на: пригородное — в пределах обращения пригородных поездов; местное — между железнодорожными станциями одной железной дороги; прямое — в пределах двух и более железных дорог; дальнее следование — в местном и прямом сообщениях.
Пригородные поезда обеспечивают перевозки пассажиров в районах, прилегающих к крупных городам и промышленным центрам, а также выполняют такую важную социальную функцию, как перевозка городского населения в сельскую местность, на дачные участки. В пригородном сообщении широко применяется «зонный» тариф (зонный билет дает пассажиру право проезда до любой железнодорожной станции, входящей в указанную в билете тарифную зону).
В связи с неравномерностью пассажирских перевозок (в теплый период времени осуществляет поездки по железным дорогам значительно большее количество людей) примерно половина поездов дальнего следования курсирует не круглый год, поэтому сроки введения или отмены этих поездов определяются при разработке расписаний или по специальным указаниям МПС.
Поезда в зависимости от категории, к которой они относятся, имеют определенные номера, что имеет немаловажное значение для разработки и применения на практике расписания.
Критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования утверждаются МПС. Например, в настоящее время критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости движения установлены в Положении о скоростном пассажирском поезде, а в зависимости от расстояния — в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Пригородный поезд

Запрос «Пригородные поезда» перенаправляется сюда; Об одноимённом фильме см. Пригородные поезда (фильм).

Пригородный поезд Буй-Вологда

Пригородный поезд — железнодорожный состав для выполнения пригородных перевозок по железной дороге. Как правило, пригородный поезд останавливается на всех остановочных пунктах на маршруте, имеющих пассажирскую платформу. Длина маршрута пригородного поезда, как правило, не превышает 200 км в одну сторону. Посредством согласований пригородные поезда выполняют роль «сетеобразующего» транспорта, позволяющего с гарантированными пересадками переехать от пункта А в пункт Б.

Развитие пригородных перевозок

В СССР/России

Основная статья: Пригородные перевозки в Российской Федерации

Пригородным сообщением охвачено большинство районов стран бывшего СССР, особенно России, Украины и Белоруссии.

По-сути, первые поезда были именно пригородными, поскольку следовали на небольшие расстояния и часто останавливались — вследствие малой мощности первых паровых двигателей, применяющихся тогда на паровозах не было смысла ради увеличения средней скорости уменьшать количество остановок. С внедрением двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей пригородные перевозки выделились в отдельную категорию и стали нести на себе социальную функцию. Первыми специально организованными как пригородные были поезда линий Оранэла и Баку-Сабунчи.

За проезд в пригородном поезде достаточно интенсивной пригородной линии установлен пригородный тариф, являющийся единым внутри железной дороги. Как правило, он ниже, чем проезд на аналогичное расстояние в поезде дальнего следования и в автобусе. Тарификация в пригородном сообщении на достаточно интенсивных пригородных линиях может быть зонной и покилометровой, и, как правило, она не зависит от направления поездки. На неинтенсивных пригородных линиях применяется общий тариф (тариф проезда в общем или межобластном вагоне пассажирского поезда дальнего следования)- для проезда на таких пригородных линиях установлены билеты особенных видов.

Настоящий бум на пригородные перевозки в СССР начался в 1980-е гг. XX века. Несмотря на кризис 1990-х гг. XX века и начала XXI века, пригородные поезда продолжают курсировать, выполняя те же функции, что и в прошлые времена. Сдерживает рост количество пригородных рейсов их убыточность: вследствие большого количества пассажиров льготных категорий, систематический безбилетный проезд отдельных граждан, а также низкий тариф окупаемость пригородных ЖД-перевозок составляет 7-12 % от эксплуатационных затрат [источник не указан 1303 дня] . С 2006 года в связи с изменением системы контроля оплаты проезда и установкой турникетов на многих платформах, количество безбилетных пассажиров резко сократилось. Несмотря на это, тарифы на перевозки возросли.

В классическом варианте пригородный поезд имеет номер 6001-6999. Существуют также скорые пригородные поезда (номера 7001-7999). На территории Российской Федерации первым скорым пригородным поездом стал поезд 7009/7010 «Калина красная» сообщением Барнаул — Бийск.

В мире

При большинстве крупных городов мира также имеется пригородное сообщение железных дорог. Оно обычно является пригородными маршрутами национальных железных дорог. Также в Германии, Индии, Японии, Австралии и ряде других стран системы S-Bahn (cityrail) выходят в пригороды, хотя преимущественно обслуживают жителей городов.

В Северной Америке пассажирский железнодорожный транспорт вообще и пригородное сообщение в частности пришли в упадок после Второй мировой войны, но с 1980-х годов наблюдается рост популярности этого вида транспорта. По состоянию на 2010 год в США действует более двадцати систем пригородного железнодорожного транспорта, известных в этой стране как англ. commuter rail (от слова англ. commuting — маятниковая миграция).

Подвижной состав пригородных перевозок

В качестве подвижного состава под пригородные перевозки могут использоваться:

  • электропоезда — состоящие из головных, моторных и прицепных секций. Поезд содержит 2 головные секции, из которых происходит управление составом. Между ними заключены моторные (влияющими на сцепной вес поезда) и прицепные секции. Количество моторных секций не должно быть меньше, чем количество головных и прицепных секций вместе взятых. Исходя из этого, минимальное количество вагонов в пригородном электропоезде может быть 4. Наибольшее количество вагонов в электропоезде по его технической характеристике — 12;
  • дизель-поезда — состоящие из головных (они же — моторные) и прицепных вагонов. По технической характеристике составность дизельпоезда может составлять от 4 до 6 вагонов, однако, в последнее время часто можно видеть трехвагонные дизель-поезда (причем, зачастую на одном моторном вагоне- второй головной вагон имеет лишь кабину дистанционного управления). Также по схеме дизель-поезда могут работать некоторые автомотрисы с прицепными секциями;
  • рельсовые автобусы — автомотрисы, предназначенные для обслуживания скоростных маршрутов и участков с малым пассажиропотоком. Могут состоять из 1-3 секций. Электро-, дизель-поезда и рельсовые автобусы относятся к моторвагонному подвижному составу, преимуществами которого является улучшенная кинематика состава (быстрый разгон и торможение), небольшое время «разворота» поезда (особенно у рельсового автобуса) и пр.;
  • составы из «классных» вагонов (ЦМВ) на локомотивной тяге — отличаются, как правило, малой составностью (1-5 вагонов), а также отсутствием брони на места в вагоне. Обычно используются плацкартные вагоны пассажирских поездов или межобластные вагоны с местами 3 класса. Встречаются в отдаленных районах, в которых затруднена подача моторвагонного подвижного состава; либо применяются на линиях с очень низким пассажиропотоком (так как минимальная длина электро- или дизельпоезда составляет 4 вагона, а в данном составе может быть и 2, или даже 1 вагон. Также могут применяться на электрифицированных линиях с разными родами тока, где обычные электропоезда запустить невозможно (типичный пример — поезд Знаменка (переменный ток) — Пятихатки-Пасс (постоянный ток)), либо если часть маршрута проходит по электрифицированному участку, а другая часть — по неэлектрифицированному.

Из вагонов ЦМВ могут также состоять «местные» пассажирские поезда (с номерами 601-699), которые в определенных ситуациях могут выполнять функции пригородного поезда, останавливаясь на остановках без билетных касс. В районах с малой плотностью населения могут курсировать грузопассажирские поезда (номера — 901-949), которые так же принадлежат к рельсовому транспорту. Кроме того, в случае отсутствия пассажирского ЖД-сообщения на линии, провоз пассажиров возможен в хозяйственных поездах и в поездах из порожних пассажирских вагонов. Они могут выполнять роль пригородных поездов при отсутствии таковых.

Моторвагонный подвижной состав может использоваться под пригородные поезда повышенной комфортности, а также пригородные экспрессы и местные пассажирские поезда.

См. также

  • Электричка
  • Пригородные перевозки в Российской Федерации
  • Пригородное железнодорожное сообщение в Северной Америке
  • S-Bahn

Литература

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М .: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 559 с. — ISBN 5-85270-115-7
Общественный транспорт
Виды транспорта
Рельсовый Железнодорожный: Моторвагонный подвижной состав (Электропоезд • Дизель-поезд • Автомотриса • Рельсовый автобус) • Маглев • Монорельс • Пригородный поезд • Городская железная дорога • S-Bahn • Высокоскоростная железная дорога • Фирменный пассажирский поезд • Фуникулёр • Историческая железная дорога
Метрополитен: Лёгкий метрополитен • Метрополитен на шинном ходу • Автоматический лёгкий состав
Трамвай: Канатный • Конка • Междугородный и пригородный • Легкорельсовый транспорт (Скоростной трамвай • Подземный трамвай • Трамвай-поезд)
Безрельсовый
маршрутный
Автобус: Гиробус • Скоростной автобусный транспорт • Перронный • Экскурсионный • Школьный • Дальнего следования • Маршрутное такси • Джипни
Троллейбус: Междугородный троллейбус
Исторический: Дилижанс • Омнибус • Шарабан
Гибридный: Шпурбус • Дуобус • Трамвай на шинах (Транслёр) • Паратранзит • Персональный автоматический транспорт
Водный Паром • Пароход • Теплоход • Речной трамвай • Судно на воздушной подушке • Судно на подводных крыльях • Трекварт
Воздушный Самолёт (Широкофюзеляжный • Узкофюзеляжный • Региональный • Местный • Сверхзвуковой) • Вертолёт • Дирижабль
Наёмный Кэб • Такси • Извозчик • Велорикша • Моторикша • Рикша
Прочий Carpool • Carsharing • Канатная дорога
Основные понятия
Общие Транспортная система • Пассажир • Багаж (Ручная кладь) • Салон • Маршрут (Маршрутоуказатель • Нулевой рейс • Экспресс)
Посадка
и высадка
пассажиров
Остановка: Конечная остановка • Остановочная платформа • Остановочный пункт • Остановка по требованию • Нетарифная остановка
Станция: Железнодорожная (Узловая) • Станция метрополитена • Автостанция
Вокзал: Железнодорожный • Аэровокзал • Автовокзал • Морской • Речной
Порт: Морской • Речной • Пристань • Аэропорт
Трап: Корабля • Самолёта (Откидной • Самоходный • Телескопический • Аварийный)
Стоянка такси • Перехватывающая парковка • Транспортный узел
Оплата
проезда
Билет (Электронный проездной • Безденежный билет • Сквозной билет) • Оплата кондуктору • Билетный автомат • Договор перевозки • Бесплатный транспорт • Оплата на остановке
Инфраструктура Депо (Автобусный парк • Железнодорожное депо) • Обгонная полоса • Выделенная полоса • Одностороннее кольцо • Сплетение путей • Тяговая подстанция
Управление Диспетчер (Авиадиспетчер) • Расписание • Индекс пробок • Спутниковый мониторинг • Транспортная полиция • Министерство • Провозная способность • Час пик
Портал • Проект • Категория
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июня 2021 г. N 213 «Об утверждении критериев определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования»

В соответствии с частью второй статьи 81 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) и подпунктом 5.2.52 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минтранса России от 18 июля 2007 г. N 99 «О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования» (зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2007 г., регистрационный N 9969);

приказ Минтранса России от 8 февраля 2019 г. N 42 «О внесении изменения в критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования, утвержденные приказом Минтранса России от 18 июля 2007 г. N 99» (зарегистрирован Минюстом России 4 марта 2019 г., регистрационный N 53934).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2021 г.
Регистрационный N 64967

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 28 июня 2021 г. N 213

Критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования

Поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории:

а) в зависимости от скорости движения:

к категории скоростные относятся поезда, средняя скорость движения которых от начальной до конечной железнодорожных станций маршрута следования более 91 км/час;

к категории скорые относятся поезда, средняя скорость движения которых от начальной до конечной железнодорожных станций маршрута следования свыше 50 км/час, но не более 91 км/час;

к категории пассажирские относятся поезда, средняя скорость движения которых от начальной до конечной железнодорожных станций маршрута следования не более 50 км/час.

б) в зависимости от расстояния следования:

к категории дальние относятся поезда, условия проезда пассажиров в которых соответствуют требованиям, предъявляемым к перевозке пассажиров в поездах дальнего следования 1 , следующие на расстояние более 150 км;

к категории пригородные относятся поезда, условия проезда пассажиров в которых соответствуют требованиям, предъявляемым к перевозке пассажиров в поездах пригородного сообщения 2 , следующие на расстояние не более 200 км, либо на расстояние свыше 200 км в границах территории одного субъекта Российской Федерации или в границах территорий двух субъектов Российской Федерации, один из которых город федерального значения.

1 Пункт 47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 (зарегистрирован Минюстом России 24.07.2014, регистрационный N 33244), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 27.08.2015 N 267 (зарегистрирован Минюстом России от 29.10.2015, регистрационный N 39523), от 21.07.2016 N 202 (зарегистрирован Минюстом России 03.08.2016, регистрационный N 43095), от 30.11.2016 N 367 (зарегистрирован Минюстом России 23.12.2016, регистрационный N 44914), от 18.09.2018 N 334 (зарегистрирован Минюстом России 19.12.2018, регистрационный N 53066), от 14.11.2018 N 410 (зарегистрирован Минюстом России 12.02.2019, регистрационный N 53752), от 09.04.2019 N 96 (зарегистрирован Минюстом России 19.04.2019, регистрационный N 54446), от 13.04.2020 N 118 (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2020, регистрационный N 58160) (далее — приказ Минтранса России N 473).

2 Пункт 47 приказа Минтранса России N 473.

Минтранс обновил критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования.

Так, к пригородным решено относить в т. ч. поезда, следующие на расстояние свыше 200 км в границах одного региона или в границах территорий двух субъектов, один из которых — город федерального значения.

Прежние критерии признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июня 2021 г. N 213 «Об утверждении критериев определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2021 г.
Регистрационный N 64967

Вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *