Брестский вокзал в москве это какой
Перейти к содержимому

Брестский вокзал в москве это какой

  • автор:

Белорусский вокзал

Как добраться до Белорусского вокзала: ст. метро Белорусская Кольцевой и Замоскворецкой линий.

Белорусский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Смоленская. Он обслуживает поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений, а также один поезд северо-восточного направления (идущий по Савеловской ветке на Рыбинск). В прошлом Белорусский вокзал назывался Смоленским, затем Брестским.

С Белорусского вокзала в Москве отходят поезда в Минск и другие города Белоруссии, В Калининград. Поезда, а также прицепные вагоны следуют и в города Европы (Берлин, Варшава, Прага, Базель, Братислава, Вена, Мюнхен, Париж, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Ницца). Внутрироссийские направления – Смоленск и Рыбинск.

История Белорусского вокзала началась во второй половине 19 века. Тогда от Тверской заставы начали прокладывать железнодорожное полотно в направлении Смоленска, а затем в Брест и Варшаву. Эта железная дорога называлась Московско-Смоленской.

Все работы по исследованию местности, по которой предполагалось проложить дорогу, проводились на средства Смоленского земства. Установление железнодорожной связи было выгодно и смоленским промышленникам, и самим москвичам, поэтому средства на постройку собрали без труда. В 1867 году решением Московской Городской Думы под строительство железной дороги были бесплатно выделены участки пустовавшей земли, а в 1868 году император Александр II выдал разрешение приступить к строительству новой железной дороги в направлении Смоленска. Общее ее направление также было разработано, оставалось определиться только с местом для вокзала.

Самым подходящим участком для строительства станции и вокзала была Тверская застава. Во-первых, она находилась недалеко от Москвы, во-вторых, земли здесь пустовали и не приносили дохода в городскую казну, поэтому издержки на отчуждение частных земель и снос имеющихся построек обошлись в сравнительно небольшую сумму – 50 тысяч рублей.

Единственным препятствием мог послужить тот факт, что железнодорожные пути должны были проходить через место конских скачек. Коннозаводчики обратились с прошением о переносе лини железной дороги к генерал-губернатору Москвы князю В.А. Долгорукову. Но, несмотря на то, что он сам являлся председателем «Императорского Московского Скакового общества», план железной дороги остался неизменным.

В конце апреля 1869 года было начато строительство Смоленского вокзала. Возглавил все работы по возведению самого вокзального здания и подсобных помещений статский советник Немчинов – крупный предприниматель и хозяин нескольких кирпичных заводов. Его фамилию носит сегодня станция Немчиновка, построенная по просьбе братьев Немчиновых, которые основали дачный поселок в пригороде.

Одновременно из Смоленска в направлении Москвы также строилась однопутная железная дорога, и 9 августа 1870 года от Смоленска до Гжатска (сейчас г. Гагарин) прошли первые рабочие составы. В это время на московском участке рельсы были проложены до станции Бородино, и нужно было успеть протянуть пути до Гжатска к 25 августа – на эту дату была назначена приемная комиссия. Подвижной состав для Смоленской железной дороги заказывали в Европе. Почти параллельно с окончанием прокладки путей завершалось строительство вокзала.

И вот, 19 сентября 1870 года состоялось торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги. Смоленский вокзал в Москве стал шестым по счету и вторым по величине. В газетах о нем написали: «Станция представляет собой довольно красивое здание». Затем железную дорогу от Смоленска продлили до Бреста и в 1871 году вокзал переименовали в Брестский.

Весной 1896 года на Брестский вокзал в Москву должна была прибыть царская семья – предстояла коронация Николая II. В связи с этим событием известному московскому архитектору Льву Кекушеву поручили в короткий срок построить Императорский павильон. В результате в правом крыле вокзала вырос удивительной красоты деревянный терем. Строение было выполнено в псевдорусской манере, и всех, кто видел его изнутри, оно восхищало богатством декора, что неудивительно – средств на него не пожалели.

Стены и потолки павильона обшили тиком стального цвета, фризы и потолок покрыли золочеными росписями, специально из Франции привезли мебель. Общая площадь терема была разделена на три части: по центру располагалась приемная, а по обе стороны от нее – крытые стеклянные галереи. Дальше крытые, но уже не застекленные галереи тянулись до платформы. Крыльцо сверху украшало рельефное изображение государственного герба. Рядом возвышался флагшток для императорского штандарта. От вокзальной площади до павильона в день встречи императорской семьи простелили бархатный ковер. В последующие годы Императорский павильон использовали для торжественных встреч высокопоставленных лиц. А в 1908 году, во время строительства современного здания вокзала, терем разобрали.

Со временем пассажирский поток увеличивался, и старое здание Брестского вокзала стало тесным. В 90-е годы 19 века железная дорога стала двухпутной, а платформа была предусмотрена только одна. Помещения для пассажиров, особенно это касается третьего класса, не вмещали даже людей с одного поезда. В 1898 году начальник железной дороги Д.А. Кригер подал несколько прошений в управление МПС с просьбой о выделении средств на расширение вокзала к этому времени дорога стала казенной). Но только в 1907 году начались работы по реконструкции Брестского вокзала.

Новое здание вокзала проектировал архитектор И. Струков. Также участие в строительстве принимал новый начальник железной дороги, военный инженер генерал Ф. Мец. Вокзал состоял из двух корпусов, приставленных друг к другу под тупым углом. Угловая половина была двухэтажной. Она отводилась под царские нужды и называлась Царский угол.

Весной 1910 года было закончено правое крыло вокзала. Теперь здесь было четыре платформы. Крайняя – предназначалась для императора. 25 мая 1910 года состоялось торжественное открытие первой очереди, а в феврале 1912 года закончили и освятили левое крыло Брестского вокзала. По площади новый вокзал был в три раза больше старого. На реконструкцию было потрачено около миллиона рублей, но траты себя оправдали. Новое здание было построено в неоклассической манере с элементами ампира и ложной готики. На главном фасаде красовались картуши в виде щитов с эмблемами железной дороги. Над четырьмя входами в пассажирские залы размещались башенки с флагштоками. И внешние фасады и внутренняя отделка вызывали заслуженное восхищение, а кассы и телеграф были оборудованы по последнему слову техники. Здесь впервые в Москве появились аппараты, которые распечатывали железнодорожные билеты. Особого внимания заслуживало то, что здание построено из бетона и железа, а это значительно снижало пожароопасность.

Открытие нового вокзала совпало с празднованием столетия победы в войне с Наполеоном, и 4 мая 1912 года в память об императоре Александре, при котором Россия одержала эту великую победу, Московско-Брестская железная дорога была переименована в Александровскую, а вокзал – в Александровский. С тех пор на вагонах в качестве украшения появились рельефные вензеля императора Александра. Поскольку такое украшение было достаточно дорогим, то с течением времени вензеля стали рисовать краской.

Когда разразилась первая мировая война, Брестский вокзал вошел в число первых прифронтовых. С его платформ уходили эшелоны с солдатами и припасами на запад, а оттуда возвращались с ранеными, для которых прямо на вокзале открывали пункты питания.

Когда в 1922 году Александровскую и Московско-Балтийскую железные дороги объединили в одну Московско-Белорусско-Балтийскую, то вокзал стал называться Белорусско-Балтийским. Во время очередной реорганизации железных дорог, проходившей в 1936 году, вокзал получил свое нынешнее название, под которым вошел в историю. Именно с Белорусского вокзала снова двинулись на фронт эшелоны.

В 1970 году режиссер Андрей Смирнов снял художественный фильм «Белорусский вокзал». Сюжет повествует о бывших однополчанах, расставшихся в мае 1945 года на Белорусском вокзале. Прошло много времени с того момента, по-разному сложились их судьбы, и после 25-летней разлуки все они, верные фронтовой дружбе, собираются вновь, чтобы проводить в последний путь своего боевого товарища – гвардии полковника Валентина Матвеева. «В Белорусском вокзале» создатели фильма не только рассказали историю старых друзей, но и показали, как отличаются их чувства и мысли от мировоззрения молодого поколения. Роли в этом кинофильме сыграли знаменитые актеры: Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Любовь Соколова, Нина Ургант и другие.

В 2007-2009 годах вокзал был в очередной раз реконструирован. Работы проводила компания Аэроэкспресс. Целью реконструкции было установление железнодорожного сообщения вокзала и аэропорта Шереметьево. Аэровокзал площадью 600 квадратных метров разместился на четвертом этаже Белорусского вокзала. Здесь пассажиры могут пройти регистрацию на внутренние рейсы, оформить и сдать багаж. Железнодорожные экспрессы с Белорусского вокзала по пути к станции Аэропорт Шереметьево делают остановку на Савеловском вокзале.

На протяжении своего существования Белорусский вокзал несколько раз перестраивался, но это не повлияло на исторический вид здания. Поэтому, несмотря на то, что сегодняшний Белорусский вокзал в Москве представляет собой современный комплекс, отвечающий нынешним требованиям, мы и сейчас имеем возможность любоваться тем архитектурным произведением, которое видели москвичи в начале века.

1868 г. — император Александр II выдал разрешение приступить к строительству новой железной дороги в направлении Смоленска
1869 г. — было начато строительство Смоленского вокзала
1870 г. — от Смоленска до Гжатска (сейчас г. Гагарин) прошли первые рабочие составы 1870 г. — состоялось торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги и вокзала
1871 г. — вокзал переименовали в Брестский
1896 г. – на Брестском вокзале был построен Императорский павильон
1898 г. — начальник железной дороги Д.А. Кригер подал несколько прошений в управление МПС с просьбой о выделении средств на расширение вокзала к этому времени дорога стала казенной) 1907 г. — начались работы по реконструкции Брестского вокзала
1910 г. — было закончено правое крыло вокзала
1910 г. — состоялось торжественное открытие первой очереди, а в феврале
1912 г. — закончили и освятили левое крыло Брестского вокзала 1912 г. — в память об императоре Александре, при котором Россия одержала эту великую победу, Московско-Брестская железная дорога была переименована в Александровскую, а вокзал – в Александровский
1922 г. — Александровскую и Московско-Балтийскую железные дороги объединили в одну Московско-Белорусско-Балтийскую, то вокзал стал называться Белорусско-Балтийским
1936 г. – вокзал переименовали в Белорусский
2007-2009 г.г. — вокзал был в очередной раз реконструирован, целью реконструкции было установление железнодорожного сообщения вокзала и аэропорта Шереметьево

Брестский вокзал

Здание Белорусского вокзала

Белорусский вокзал — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Смоленская, один из 9-ти железнодорожных вокзалов Москвы.

Обслуживает поезда дальнего следования западного и (после перевода Савёловского вокзала исключительно на обслуживание пригородных поездов) один поезд северного (по Савёловской ветке, на Рыбинск, с прицепными вагонами на Углич, Весьегонск, Пестово) направлений России и зарубежья. Также обслуживает пригородные электропоезда Белорусского направления МЖД до конечных остановок Вязьма, Усово, Одинцово, Голицыно, Кубинка, Можайск, Бородино, Гагарин, Звенигород. Кроме того, через вокзал электропоезда движутся на Савёловское и Курское направление.

Адрес: пл. Тверская застава, д. 7 (станция метро «Белорусская» Кольцевой и Замоскворецкой линий).

Направления

По расписанию на январь 2008 года с вокзала ежедневно отправляется 20 поездов дальнего следования:

  • Минск — № 1, 3, 7, 25
  • Брест — № 27, 131, 395 (через Смоленск, Минск); 75 (через Гомель, Лунинец, Пинск)
  • Полоцк — № 39
  • Гродно — № 77
  • Гомель — № 55
  • Солигорск — прицепные вагоны к № 55

2 — в Калининград — № 29, 147

4 — в страны Центральной и Восточной Европы:

  • Берлин — № 13
  • Варшава — № 9, 11; прицепные вагоны к № 25
  • Прага — № 21
  • Катовице — № 21
  • Амстердам — прицепные вагоны к № 11
  • Базель — прицепные вагоны к № 11
  • Братислава — прицепные вагоны к № 21
  • Вена — прицепные вагоны к № 21
  • Мюнхен — прицепные вагоны к № 11
  • Париж — прицепные вагоны к № 13
  • Франкфурт-на-Майне — прицепные вагоны к № 11

2 — внутрироссийские

Номер Название Направление Примечание
1/2 «Белоруссия» Минск
3/4 «Минск» Минск
5/6 «Лиетува» Вильнюс нефирменный
7/8 «Славянский экспресс» Минск
9/10 «Полонез» Варшава нефирменный
11/12 «Восток-Запад Экспресс» Варшава нефирменный
13/14 «Москва-Экспресс» Берлин (Центральный) нефирменный
21/22 «Влтава» Прага нефирменный
29/30 «Янтарь» Калининград
39/40 «Двина» Полоцк
55/56 «Сож» Гомель
77/78 «Неман» Гродно
601/602 «Рыбинск» Рыбинск
603/604 «Смоленск» Смоленск

История

Брестский вокзал в начале 1900-х годов

Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, началось во второй половине 1860-х гг. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.

Достопримечательности

Паровоз — памятник П36-0120, депо им. Ильича

Белорусский вокзал в культуре и искусстве

  • Фильм режиссёра Андрея Смирнова1970 года называется «Белорусский вокзал»

Перспективы

27 сентября 2007 года Компания «Аэроэкспресс» начала реконструкцию для организации железнодорожного сообщения с аэропортом «Шереметьево». Проект реконструкции части вокзала оценивается в $7,7 млн и предполагает строительство нового терминала, который станет одним из центральных звеньев в железнодорожном сообщении между Москвой и аэропортом.

Новый аэровокзал расположится в четвёртом зале Белорусского вокзала и займёт площадь 600 кв.м. Здесь пассажиры, улетающие из «Шереметьево», смогут пройти регистрацию на внутренние авиарейсы, оформить и сдать свой багаж для последующей его транспортировки в аэропорт. Стоимость поездки составит 200 рублей. [1] Терминал откроют в эксплуатацию в конце декабря 2007 года, говорится в сообщении ООО «Аэроэкспресс».

В начале 2008 года планируется завершить строительство железнодорожного терминального комплекса в «Шереметьево» и пустить принципиально новый, уникальный по своим техническим и дизайнерским характеристикам, подвижной состав: будут задействованы новые электропоезда «ЭД4МКМ-Аэро» производства ЗАО «Трансмашхолдинг».

По состоянию на лето 2007 года железнодорожные экспрессы в Шереметьево отправляются с Савёловского вокзала и довозят пассажиров до станции Лобня, откуда курсирует бесплатный автобус до терминалов аэропорта [2] , и этот маршрут закрывать не планируется. [1]

Примечания

  1. 12 Алексей Ъ-Екимовский «Экспресс в Шереметьево сменил вокзал»Газета «КоммерсантЪ», № 177(3753) от 28.09.2007
  2. «В Шереметьево с Белорусского без пробок» «Деловой Петербург» 1606-1829 (Online) 27 сентября 2007 года

Ссылки

  • История Белорусского вокзала
  • Расписание поездов Белорусского вокзала
  • Расписание электропоездов Белорусского вокзала
  • Схема маршрутов электричек с Белорусского вокзала
Остановочные пункты железной дороги
Предыдущая станция:
Белорусское направление МЖД Следующая станция:
Беговая

Как менялся Белорусский вокзал в течение 150 лет

Белорусский вокзал отмечает 150 лет со дня своего открытия. В конце XIX века из Петербурга сюда прибывали на коронацию последние российские императоры, а в 1941 году отсюда уезжали на фронт москвичи. Как строился Белорусский вокзал и какие изменения произошли за полтора столетия – в материале Москвы 24.

Фото: Наум Грановский/ТАСС

Современная площадь Тверская Застава, где расположился Белорусский вокзал, возникла в 1742 году вместе со строительством Камер-Коллежского вала. В XVI веке здесь существовала Тверская-Ямская слобода и проходил оживленный Тверской тракт, который позднее стал называться Петербургским.

Строительство первого железнодорожного направления началось во второй половине 1860-х годов. Дорога шла от Москвы к Смоленску, затем стали строить пути в направлении Минска и Варшавы. Сам вокзал начали возводить весной 1869 года, он стал шестым по счету в Москве и назывался Смоленским. Торжественное открытие состоялось 19 сентября 1870 года.

Фото: репродукция фотохроники ТАСС

Название вокзала менялось несколько раз. В 1871 году, когда дорогу продлили до Бреста, вокзал получил название Брестский. К 1907 году количество пассажиров настолько увеличилось, что было решено провести реконструкцию сооружения. В 1912 году вокзал, как и железную дорогу, переименовали и назвали Александровским в честь императора Александра Павловича.

Летом 1922 года дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, вокзал стал называться Белорусско-Балтийским. Нынешнее название Белорусский вокзал приобрел в мае 1936 года, когда железные дороги были в очередной раз реорганизованы. Именно отсюда в 1941 году москвичи уходили на фронт, и здесь же 10 мая 1945 года встречали первый поезд Победы, буквально закидывая его цветами.

Триумфальная арка у Белорусского вокзала. Фото: репродукция Фотохроники ТАСС

Однако в 1990-е годы ключевая площадь Москвы переживала непростые времена. Здесь велась хаотичная торговля, площадь была заставлена различными ларьками и большим количеством машин, создающих вокруг нескончаемые пробки. Позже возникла идея построить здесь торговый центр, который только усугубил бы все эти проблемы. Уже вырыли котлованы, практически началась стройка, но в 2011 году начались переговоры с инвестором, и проект был снят.

«В конце концов приняли решение восстановить эту площадь, вернуть на место памятник Максиму Горькому, вернуть Москве эту историческую площадь, сделать ее действительно одной из самых лучших московских привокзальных площадей», – заявил в свое время Сергей Собянин. Реконструкция площади Тверской заставы прошла в рамках программы «Моя улица», запущенной мэром.

Фото: Наум Грановский/ТАСС; портал мэра и правительства Москвы

В 2007 году компания «Аэроэкспресс» начала реконструкцию вокзала для того, чтобы организовать железнодорожное сообщение с аэропортом «Шереметьево». Новый аэровокзал расположился в четвертом зале Белорусского вокзала площадью 600 квадратных метров. Сегодня он является визитной карточкой Москвы для туристов, которые приезжают сюда из аэропорта. Кроме того, здесь можно пройти регистрацию на авиарейс перед вылетом из Шереметьево.

Фото: Трепетов Борис/Фотохроника ТАСС; портал мэра и правительства Москвы

Свой 150-летний юбилей Белорусский вокзал встречает с новым парком. Отсюда отправляются пригородные экспрессы в Одинцово, Можайск, Звенигород и Усово. На вокзале в трех пассажирских парках действуют 15 приемо-отправочных путей, а после недавней модернизации на запад ведут уже четыре главных пути.

Одним из значительных обновлений к юбилею вокзала стало завершение строительства транспортно-пересадочного узла с левой стороны от исторического здания вокзала. Теперь пассажиры ускоренных маршрутов могут пройти в турникетный павильон прямо с привокзальной площади, минуя общий пассажиропоток.

Фото: Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС; портал мэра и правительства Москвы

Сегодня Белорусский вокзал является технологичным многофункциональным комплексом. Там есть комфортные залы ожидания, гостиница, кафе, медпункт, детские уголки и бесплатные туалеты. Вокзал оборудован автоматическими камерами хранения, бесплатным Wi-Fi и зарядными станциями. А с помощью электронного справочного бюро можно обратиться к дежурному диспетчеру с вопросом по видеосвязи.

В ожидании поезда горожане и гости города могут отдохнуть в одной из пяти зеленых зон с лавочками, подогревом и USB-зарядниками. Для маломобильных пассажиров установлены пандусы и подъемники, оборудованы санитарные комнаты. Для слабовидящих размещены тактильно-контрастные указатели. Кассовые залы и залы ожидания оборудованы индукционными системами для слабослышащих людей.

Фото: Анатолий Сергеев-Васильев/РИА Новости; портал мэра и правительства Москвы

  • Здание Белорусского вокзала украсят в честь его 150-летия
  • Новые виртуальные экскурсии появились на сайте акции «День без турникетов»

Белорусский вокзал

Во второй половине 1860-х годов от Тверской заставы потянули железную дороги к Смоленску, Бресту и Варшаве. Смоленские промышленники охотно давали деньги на строительство путей, и уже в 1868 начали искать место под станцию в Москве. Наиболее удобной оказалась местность у Тверской заставы: близко к городу, и можно проложить соединительную ветку к Николаевской железной дороге.

Белорусский вокзал, фото 2016 года

Ответственным за строительство станции стал владелец кирпичных заводов статский советник Немчинов. 19 сентября 1870 года Белорусский вокзал открыли.

Станция представляет собой довольно красивое здание. С открытием движения по Смоленской дороге вся местность, прилегающая к Тверской заставе и четырем Ямским улицам, сильно оживится: уже теперь цены на дома и пустопорожние земли здесь возвысились довольно значительно.

В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стали называть Брестским. 4 мая 1912 года железную дорогу переименовали в Александровскую, и вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 Александровская и Московско-Балтийская дороги объединились в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал получил новое имя — Белорусско-Балтийский. Наконец, в мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал стал называться Белорусским.

Вставай, страна огромная

В 1907-1912 годах на вокзале прошла реконструкция по проекту Ивана Струкова. Здание стало в 3 раза больше. Фасад украсили картуши в виде щитов с железнодорожными эмблемами, а над входами в залы для пассажиров появились 4 изящные башенки с флагштоками.

Восхищение москвичей и прессы вызывали и архитектура здания, и внутренняя отделка, и новейшее техническое оборудование Телеграфа и билетных касс, где появились первые в Москве аппараты для печати железнодорожных билетов.

Белорусский вокзал часто называют «Вокзалом Победы», так как отсюда уходили на фронт военные эшелоны, сюда привозили раненых, здесь же в 1945 году встречали, возвращающихся из Берлина солдат-победителей. На перроне в июне 1941 года впервые прозвучала песня «Священная война». Это запечатлели на мемориальной доске, установленной в 2005 году между левым ризалитом и центральной частью здания Белорусского вокзала. На памятнике текст: Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой . А на втором этаже здания освящена церковь в честь святого Георгия Победоносца.

Говорят, что. . весной 1896 года к коронации Николая II Лев Кекушев построил деревянный Императорский павильон для встречи царской семьи на Брестском вокзале. Внутри здание восхищало богатым убранством: стены и потолки обиты тиком стального цвета, фризы и потолок украшены золочеными орнаментами, французская мебель, крытые застекленные галереи по бокам. Крыльцо императорского павильона венчал рельефный государственный герб, а выход на вокзальную площадь застилал бархатный ковер. Императорский павильон долго служил для торжественных встреч знатных особ, и разобрали его лишь в 1908 году .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *