Как фотографировать на пленочный фотоаппарат
Перейти к содержимому

Как фотографировать на пленочный фотоаппарат

  • автор:

Инструкция: как начать снимать на плёнку

Почему важно протестировать плёнку сразу, какие технологии применяют при съёмках, и как плёночная фотография стала популярным направлением.

Фото творческой лаборатории «Среда»

Несколько лет назад на ярмарках и блошиных ранках можно было найти старые плёночные камеры, которые продавали за копейки, но сейчас их цена на различных аукционах подходит к тысяче долларов и стабильно растёт на 10% в год. Плёночная фотография становится всё более популярным направлением: на улицах встречаются люди со старыми камерами, а в городах открываются новые фотолаборатории и специализированные магазины. Не игнорируют плёнку и профессионалы.

Если цифровая камера не рассчитана на работу десятилетиями, так как производители под влиянием моды и маркетинга выпускают новые и усовершенствованные модели, то с плёночной техникой всё иначе. Такие камеры создавали с расчётом, что они будут служить долго. Средняя плёночная камера переживает даже своего владельца.

Сходу снять хороший кадр на плёнку непросто — для создания качественных фотографий необходим комплекс условий, в который входит хорошая техника, правильно настроенная и чистая оптика и хорошая плёнка.

TJ подготовил инструкцию для тех, кто хочет начать снимать на плёночные фотоаппараты, а также поговорил с несколькими фотографами, которые используют плёнку в работе.

  • Где найти плёночную камеру
  • Как выбрать и проявить плёнку
  • Как хранить плёнку
  • Советы плёночных фотографов

Где найти плёночную камеру и как её протестировать

Если камеру удалось найти на чердаке или у родителей в шкафу, то, вероятно, это будут «Зенит», «ФЭД», «Зоркий» или другие фотоаппараты советского производства — идеальный вариант для начинающих. Можно купить любой одноразовый фотоаппарат с заряженной в него плёнкой (600-800 руб) — они просты и доступны в применении, но имеют тёмную оптику, поэтому пробовать такие камеры лучше или на ярком солнце, или со вспышкой.

Но если рассматривать более качественный вариант, то важно потратить время на поиск такой камеры. Купить камеру можно на Ebay, Avito или с специализированном магазине-лаборатории. Вот несколько вариантов: Olympus XA2 (компактная метражная камера), Olympus Mju II (одна из лучших мыльниц в мире) и Olympus OM-1 (компактная и качественная механическая зеркалка). Также подойдёт любая плёночная зеркалка Canon или Nikon.

Среди более серьёзных вариантов есть зеркалки — средний формат. Работая с этой камерой, предпочтительно владеть основами экспозиции, включая выдержку и диафрагму. Но главное — определиться с творческими задачами. «Я использую мыльницу как свою основную камеру, на неё я делаю все фотопроекты. С ней мне комфортнее работать», — рассказал ТJ фотограф Михаил Федосеев.

Также не стоит забывать про удобства, размер камеры, её фокусировку. Если тяжело разобраться с фокусировкой, то стоит начать с камер с автофокусом и автоматическим режимом, где камера сделает всё сама.

Очень важный этап — тест плёночной камеры. Обязательно проверьте работоспособность камеры прежде, чем начнёте снимать на неё творческие сюжеты. Тестировать камеру лучше с самой дешёвой плёнкой, например, Fujicolor C200 (135/36) (стоимость от 490 до 640 рублей).

Зарядить плёнку в фотоаппарат можно по инструкции или найти её на ютубе — внятное, наглядное и короткое видео, которое покажет весь процесс.

Отснять тестовую плёнку лучше как можно быстрее. Например, там, где купили камеру. А после следует отдать плёнку в фотолабораторию — для проверки не обязательно заказывать её сканирование. Есть и бюджетный вариант, например, в Петербурге можно потратить около 240 рублей за всю плёнку с проявкой.

В положительном результате тестовой съёмки можно убедиться, рассмотрев скан, разложив негатив на светящемся просмотровом столе (есть в каждом специализированном магазине-лаборатории) и рассмотрев её внимательно через лупу. Полезным инструментом может оказаться айфон или другой смартфон с режимом инвертации цветов — надо просто включить телефон и в режиме макро и рассмотреть через него негативы.

Как выбрать и проявить плёнку

Сейчас производится и продаётся огромное количество фотоплёнок. Как правило, в специализированных магазинах в продаже представлено порядка 50-100 и более видов современных вариантов. Есть четыре вида плёнки: цветная, чёрно-белая, киноплёнка — её покупают в бобинах по 120 или 300 метров и наматывают в катушки по 36 кадров — и позитивная плёнка.

Для любителя разница в том, что киноплёнку проявят далеко не везде — а позитивную тем более. Правильно проявить эту плёнку значительно сложнее, даже в лабораторных условиях.

Например, обычную цветную плёнку проявляет машина (процессор), а чёрно-белую — по стандартным процессам на ротационной машинке. Сложность проявки киноплёнки заключается ещё и в том, что она имеет сажевый слой, который предотвращает нежелательную засветку, а его нужно смыть. Поэтому в обычной лаборатории такую плёнку не проявят.

Для начала стоит попробовать несколько бюджетных плёнок:

  • Kodak Color Plus 200 (135/36) цветная негативная — самая бюджетная цветная плёнка Kodak. Её стоимость начинается от 600 рублей и выше;
  • Fujicolor C200 (135/36) цветная негативная — самая бюджетная цветная плёнка Fuji;
  • Agfaphoto Vista 200 (135/36) цветная негативная — самая бюджетная цветная плёнка Agfa;
  • Ilford PAN 400 (135/36) чёрно-белая негативная — одна из самых бюджетных и лучших чёрно-белых фотоплёнок.

Следующий шаг — проявка. Этот этап очень важен, потому что ошибки экспонирования приводят к преждевременному разочарованию. Если плёнке не хватит света, то потеряются детали в тенях, цвет и плавность полутонов. Основная проблема в том, что начинающие фотографы зачастую пользуются встроенными в камеру экспонометрами (измерение экспозиции и определения правильных экспозиционных параметров – прим. TJ), которые подсвечивают картинку. Экспонометры со временем портятся и портят фотографии.

Ещё одна причина неверного экспозамера — использование неправильных батареек, которые влияют на него в процессе постепенного угасания энергии. Чтобы избежать недоэкспозиции, можно использовать программный экспонометр на айфоне или другом смартфоне.

При достаточном энтузиазме и опыте плёнку можно проявить дома. Понадобится минимум оборудования и химия для проявки фотографии.

Можно отнести в лабораторию, где её проявят по процессу С-41 (автоматическая проявка), но важно понимать, что не все плёнки проявляются по данному процессу, надо обратить внимание на то что написано на упаковке.

Максим Изотов

В Москве плёнку можно проявить в SREDA Film Lab (можно присылать на проявку пленки из любых других городов), Перспективе (также при магазине работает фотошкола – прим. TJ), Точке цвета и Archive Lab, а в Петербурге — Foqus и Максилаб.

Как хранить плёнку

Важно помнить, что плёнка хранится при низкой температуре, небольшой влажности, а также при отсутствии активных химических веществ и источников радиации поблизости. В аэропорту не стоит сдавать плёнку в багаж, так как для его просвечивания используются намного более мощные сканеры, чем для ручной клади.

Собираясь в поездку, можно положить запас плёнки в прозрачный пакет и предъявить его для ручного досмотра. Сканеры в метро и на вокзалах особо опасны, поэтому лучше держать её в карманах одежды.

Если не использовать плёнку сразу, то нужно положить её в общее отделение холодильника. При этом надо убедиться, что фабричная упаковка герметична. Можно подстраховаться и упаковать плёнку в пакеты с двойной зип-застёжкой.

Для более длительного хранения подойдёт морозильная камера, которая на много лет задержит старение. Но не стоит перекладывать плёнку из холодильника сразу в морозильную камеру. Во-первых, заморожённая плёнка хрупка. Во-вторых, как только она попадает в тепло, на ней мгновенно образуется конденсат, который может навредить эмульсии и камере.

Использованную плёнку рекомендуют проявлять сразу после съёмки, либо в течение одной-две недели и с соблюдением правил хранения. А просрочённая плёнка при правильном хранении не теряет качеств в течение двух-трёх лет.

Плёнка, единожды испорченная неправильным хранением, вероятно, будет стареть оперативнее даже в идеальных условиях. Цветные негативы, особенно киноплёнки, быстро теряют свои качества. Чёрно-белые материалы хранятся лучше, и последствия меньше заметны на чёрно-белом изображении. Правда, порой плёнки совсем непредсказуемы.

Из всех фотографических продуктов именно чёрно-белые негативные плёнки страдают от нарушений режима хранения, а цветные негативы теряют яркость даже при хранении в темноте. Хранить негативы нужно чистыми: без отпечатков пальцев, грязи и пыли на плёнке, при относительной влажности и в специальных пергаментных файлах.

Советы плёночных фотографов

Фотографы, которые используют плёнку по работе, рассказали TJ, как сделать хороший кадр, каких ошибок стоит избегать и за кем из фотографов сейчас нужно следить.

Гоша Бергал

Плёночные фотографии как виниловые пластинки — людям нравится картинка, артефакты на плёнке и старые фотоаппараты. Я люблю проявлять плёнку самостоятельно: для этого потребуется проявочный бачок, термометр, таймер и специальная химия (рецептов тоже очень много). Я как автор, предпочитаю сам проявлять чёрно-белые плёнки.

Я сам учился снимать, проявлять и печатать. Я потратил много денег на ошибки, поэтому рекомендую записаться на курсы или мастер-класс по плёночной фотографии (Гоша их проводит в фотошколе магазина «Перспектива» – прим. TJ), чтобы понять технические моменты и основы фотографии.

Композиции научить практически невозможно, но рекомендую прочитать книги Алексея Лапина, советского кинооператора Лидии Дыко и фотографа Светланы Пожарской. Есть замечательная книга Агафонова и Пожарской «Фотобукварь» — там описан весь фотографический процесс простыми словами для детей.

У плёнки есть свои преимущества перед цифрой: динамический диапазон, техника лучше, надежнее, оптика из настоящего стекла, плёнка дисциплинирует, и непередаваемые ощущения от аналоговых процессов. Оптическая ручная печать — это магия.

Сегодня появились новые авторы, которые работают с плёнкой — это дополнительный изобразительный приём в фотографии, а иногда даже выразительный. Мне кажется, что цифру изобрели для кино, а плёнка пускай остаётся в фотографии. Из русских назову Сашу Мадемуазель, Эмми Америка, Женя Шишкин, Катя Туркина и Игорь Мухин. Я фанат отечественной фотографии, мне нравятся русские фотографы 19 и 20 веков.

Михаил Федосеев

Мне кажется, что популярность плёнки связана с желанием людей поностальгировать, и это любовь к ретро. Плёночная фотография за секунду передаст настроение и эстетику прошлого, и это такое универсальное средство. Я советую для начала использовать экспонометр, ну и главное — чтобы плёнка не засветилась и была без явных следов брака. На плёнку хорошо снимать в яркий солнечный день.

Если говорить о специфике плёнки, то есть серия 10-минутных фильмов «Контрольные отпечатки», и в нём представлены контакт-сканы величайших фотографов Роберта Капы, Йозефа Куделки, Мартина Парра и других. Также там представлены истории и рассказы фотографов, и это невероятные видеоролики для любителей кадры.

Лучше отснять первую плёнку в первый же день и сдать её на скан, потому что у меня была ситуация, когда я спустя месяц сдал плёнку, а там всё было засвечено. Не стоит сразу же покупать самую крутую и дорогую камеру. Если же есть опыт с мыльницами, то стоит рассмотреть вариант с автовспышкой и зумом.

По сравнению с цифрой плёнка даёт невероятный цвет, все плёнки отличаются цветопередачей, поэтому это такой интересный момент для фотографа — некий поиск и приключение. Например, если съёмки в лесу, то мне подойдёт Kodak Porta 100, потому что не ней очень красивый зелёный цвет. Сам процесс съёмки на плёнку прекрасен — ограниченное количество кадров и невозможность предварительно посмотреть их.

Когда не видно фотографии, то существует работа объёма, и мы не отталкиваемся от плоского изображения, которое видно на цифровой камере. Плёнка — праздник, особенно когда ждёшь сканов из лаборатории. Когда я снимаю на плёнку, то из 36 кадров 20 у меня идут в работу, но когда снимаю на цифру — из 500 идут в работу только пять кадров.

Максим Изотов

Популяризация плёнки произошла из-за того, что в какой-то момент все стали снимать. У каждого появился фотоаппарат (смартфон) в кармане, а фотография стала досугом для многих, поэтому плёночная фотография на данном этапе – это попытка выделиться среди массы.

Опыт — это наше всё. Надо снимать много и часто, тренировать своё чувство прекрасного. На личном опыте могу сказать, что очень помогает насмотренность на различные произведения искусства, картины и скульптуры. Также на меня сильное влияние оказало кино. Если хочется строить композицию в кадре, то могу посоветовать свой цифровой фотожурнал «Линии». Там я подробно разбираю принципы построения композиции, опираясь на стоп-кадры из кино, переношу эти приёмы на собственные фотографии с наглядными схемами и подробным описанием процесса.

Как начать фотографировать на фотоплёнку

В плёночную фотографию приходят по разному. Некоторые просто даже чтобы продолжать ходить по улице с фотоаппратом не вызывать у прохожих удивления. Я люблю поговорить со своими покупателями на каких фотоаппараты они снимают и что значит для каждого из них плёночная фотография. Беседа сама собой переходит на причины и следствия.

Так как приходят к плёнке? Чаще всего в семье есть дедушкин фотоаппарат. Который приятно держать в руках.

На него-то и сделаны все самые важные в жизни семьи фотографии. Наверняка хранятся и какие-то негативы. Появляется желание попробовать его в деле. Так, кстати, было у меня в детстве: на верхней полки шкафа лежал советский фотоаппарат (сейчас не могу сказать какой) и он просто манил меня. Но я не сделал на него ни одной фотографии, потому что даже не знал с какой стороны к нему подойти. Фотографов в семье не было.

Ребята с дедушкиным фотоаппаратом уже на пол пути к успеху. Им достаточно посмотреть пару роликов на YouTube как настраивать фотоаппарат и найти меня с плёнкой, проявкой и сканированием.

А вот тем, кто стартует с нуля, без дедушкиного наследства, труднее. У этих ребят есть проблема выбора фотоаппарата. Выбора непростого. Но я имею смелость утверждать, что к концу этой статьи ваши мозги проясняться.

Выбрать фотоаппарат

Если вы никогда не фотографировали на плёнку, значит вам предстоит убедиться, что плёночная фотография вам понравится. Проведите недорогой эксперимент. Зайдите на Авито и купите самую простую и дешёвую плёночную мыльницу.

Их там просто море по цене от 150 до 500 рублей. Когда поедете забирать, возьмите с собой пару батареек АА, чтобы проверить индикаторы работоспособности.

Когда купили фотоаппарат, звоните мне, я продам вам самую недорогую фотоплёнку. После чего захватите друзей на прогулку и отстреляйте всю плёнку за раз в каком-нибудь живописном месте. Побольше улыбок и всяких глупостей, вам же интереснее будет!

Позвоните мне снова и я расскажу где проявить плёнку. Когда вам её отдадут, привозите плёнку мне, мы её оцифруем и отдадим вам сканы.

После этих приятных манипуляций, уже глядя на фотографии, вы поймёте, хочется ли вам продолжать или нет. Если вы на этом этапе не чувствуете драйв и вдохновение, то вам ничего не поможет. Плёнка не для вас и никакие фотоаппараты и профессиональные фотоплёнки не пробудят в вас любовь к аналоговой фотографии.

Но если вам, что называется, зашло, то поздравляю! Вы вошли в мир фотоплёнки и дальше вас ждут настоящие чудеса.

Наверняка вам захочется попробовать и другие плёнки. Вот руководство по выбору.

Где проконсультироваться

Я знаю, что у вас куча вопросов. На каждом этапе жизни у фотографа есть вопросы. У новичков они свои, с опытом приходят другие.

Я не претендую на роль гуру. Я предлагаю свою помощь. Проконсультирую вас по вопросам плёночной фотографии. Я неплохо разбираюсь в сортах фотоплёнки, многие протестировал сам. Я подержал в руках немало старых механических фотоаппаратов, включая советские. Я регулярно фотографирую на электронные плёночные зеркалки и тут вам тоже помогу. Кой-какие советы имею про технику плёночной фотографии: как добиваться лучших результатов. В общем, делюсь своим опытом.

Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru). Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!

Как фотографировать на пленку, или Три ошибки, которые допускают новички

Цифровые зеркальные камеры — технически совершенный инструмент. Но в определенный момент многие фотографы начинают задумываться о расширении своего профессионального арсенала. Они пробуют пользоваться пленочной техникой и часто сталкиваются с тем, что первый результат, мягко говоря, не впечатляет. Естественно не стоит бросать начатое, вооружитесь лучше терпением. Эта добродетель нужна всем, но любителям снимать на пленку — особенно.

Как фотографировать на пленку

Ирландский фотограф Винсент Москетти (Vincent Moschetti) всегда предпочитал практику теории, бросаясь с головой в эксперименты. Один из них он проводит сейчас, уже год привыкая к пленочной камере и постигая науку обращения с ней. Фотограф подготовил несколько советов тем, кто не хочет терять время и деньги, но стремится создавать эффектные, художественные снимки на пленку. Он обобщил свой неудачный и удачный опыт, выделив три наиболее распространенные ошибки, которые совершают новички (и которых не избежал он сам).

До чего ж сложно заправить эту пленку!

Это, пожалуй, наиболее трудный и вызывающий раздражение момент в работе с пленочной камерой. Самое неприятное, что ошибки могут повторяться, даже если фотограф уже накопил некоторый опыт обращения с пленочной техникой. Научиться правильно устанавливать пленку непросто — поэтому лучше сначала одолжить камеру, чтобы попрактиковаться, а потом, если вы не разочаровались в идее, приобретать собственную. Винсент взял у друга Olympus OM10 — казалось бы, очень простой фотоаппарат, и не стал спрашивать, как устанавливать пленку. Зря!

Фотограф испортил два рулона, прежде чем понял, что что-то идет не так. Когда он забрал снимки из фотолаборатории, они были совершенно пустыми — ничего, нигде, т.е. вообще ничего нигде! Если вас постигла та же участь, не стоит винить камеру или тех, кто проявлял пленку. В своем глубочайшем разочаровании жизнью альтернативной съемки, подумайте, что высока вероятность того, что это вы сделали что-то неправильно еще на самом первом этапе.

Винсент вернул Олимпус и решил, что фотоаппарат просто был неисправен, поэтому приобрел замечательную и легендарную камеру Leica M6. Все было прекрасно, рулоны пленки сменяли друг друга, фотосессии пролетали как миг. После похода в лабораторию и проявку пленки фотограф получил — невероятной красоты пустоту. Снимки не получились. Но не из-за камеры, по вине самого фотографа.

Как фотографировать на пленку

Винсент обратил внимание, что при перемотке пленки он не чувствует ее сопротивления. При возврате ленты обратно в бобину нужно, чтобы ощущалось некоторое напряжение. Если ваши пальцы этого не почувствовали, значит пленка не передвигалась после того, как была заправлена, а вы снимали в одном ее положении снова и снова. Этой ошибки легко избежать, если соблюдать нужную последовательность шагов:

  • после того, как кончик пленки установлен в катушке, убедитесь, что зубья точно попали в отверстия по краям пленки и прочно удерживают ее. Так лента будет правильно перемещаться после каждого сделанного снимка. Если достаточного натяжения нет, можно использовать ручку обратной перемотки, чтобы зафиксировать пленку как следует
  • крышка камеры закрывается, пленка недоступна. Неужели нет никакого способа проверить, что же с ней там происходит? Есть! Вы можете убедиться, что пленка действительно движется, с помощью кнопочного рычажка с левой стороны фотоаппарата (его используют для перемотки пленки в бобину). Если он проворачивается, значит вы поставили все правильно, и полотно перемещается.

Кстати, не расслабляйтесь! Есть еще одна причина, из-за чего пленка не проматывается в камере. Даже если вы сделали все правильно, она иногда ломается (брак, неправильное хранение и так далее). Это проблема, но она не зависит от вас.

Неправильная экспозиция

Если вы, как и Винсент, переходите на пленочную камеру с цифровой, то, скорее всего, привыкли слегка пересвечивать кадр, а затем восстанавливать тени при постобработке. С цифровыми сенсорами на зеркальных фотоаппаратах можно восстановить много деталей в темных зонах (на светлых участках ситуация иная). Пленка же требует совершенно другого подхода, измерять и оценивать свет нужно с противоположных позиций.

В отличие от цифровых камер, на пленке очень хорошо сохраняются детали светлых участков, даже если что-то передержано. С другой стороны, при недоэкспонировании вы не сможете четко воспроизвести на снимке детали в тени, тогда как в RAW-файлах они без труда восстанавливаются.

Как фотографировать на пленкуКак фотографировать на пленку

Вот пример: верхняя фотография иллюстрирует переэкспонированное изображение в первоначальном виде, а нижняя — обработанное в Lightroom (уменьшение экспозиции на два стопа).

Пленки отличаются по уровню возможности влиять на экспозицию. Наиболее гибкие в этом отношении — черно-белые и цветная С-41. С ними можно недодержать на несколько ступеней и сохранить при этом детали в тени. Есть еще один тип пленки — слайд, он же Е-6. С ним стоит быть особо аккуратными — он «капризный» и при съемке требует быть более точным. Со слайдовой пленки лучше не начинать, а на первых этапах знакомства с пленкой стоит остановиться на стандартной. С-41, например.

Покупка дорогой пленки

Если вы только недавно приоткрыли дверь в мир пленочной фотографии, у вас может захватить дух от изобилия видов пленки. Это нормально — автор статьи тоже чувствовал себя как мальчик в кондитерской. Читая обзоры, сравнивая данные фотографий на фотостоках, в какой-то момент начинаешь замечать знакомые названия. Чаще всего используют несколько видов пленки: Kodak Portra для цветных фото и Ilford HP5 или Kodak Tri-X для черно-белых. Они очень распространены, но довольно дороги. Если бюджет для вас не проблема, можете пропустить эту тему, но если себестоимость снимков вас интересует, стоит разобраться.

Сам Винсент утверждает, что, будучи новичком, усердно изучал вопрос и выбрал в качестве идеальной пленки недешевую Kodak Portra 400. Ему действительно понравились фото, которые другие авторы снимали на нее, и когда его пять рулонов были доставлены, он с нетерпением бросился работать. Он был готов платить изрядную цену за качество, которое, как он ожидал, будет высоким. Когда же Винсент обработал негативы, то испытал чувство, схожее с ощущениями от холодного душа. Результат не имел ничего общего с ожиданиями, но проблема была не в пленке, а опять же — в недостатке опыта.

Давайте будем честны: у новичков мало знаний, чтобы раскрыть потенциал профессиональных расходников, и с этим нужно смириться. Чтобы реализовать все возможности дорогой, хорошей пленки, нужно наработать базу, узнать, как влияют на результат различные внешние факторы — тип объектива, качество света, даже проявка. Если вы снимаете на профессиональную пленку, но обрабатываете негативы на дешевом оборудовании, высокого качества добиться трудно. Сравнить это можно с ездой на гоночном Ferrari, на который поставили самые дешевые шины.

Как фотографировать на пленку

Если вы совсем недавно начали работать с пленкой, нет смысла сразу покупать дорогую. С менее обременительными для кошелька вариантами результат будет не хуже, может быть, даже интереснее за счет художественных «огрехов». Обратите внимание на цветную пленку Afga 200, или черно-белую Fomapan 200. Производители проделали большую работу, чтобы избавить вас от разочарования и излишних затрат. Ниже пример фото, которое можно сделать на Fomapan 200 — рулон пленки на европейском рынке стоит не больше 4 долларов США.

Как фотографировать на пленку

После того, как вы наберетесь опыта, изучите возможности своей камеры, приноровитесь к ней, можно будет перейти на более дорогую пленку. Проявлять ее стоит в профессиональных фотолабораториях, где установлено хорошее оборудование и работают опытные мастера. Ваши затраты в этом случае компенсируются результатом — оригинальными, впечатляющими снимками на полную мощность и камеры, и пленки, и фантазии.

Как снимать на плёнку в путешествии: инструкция для новичков

У вас никогда не было фотоаппарата? Боитесь, что айфон будет ревновать и засветит вам всю плёнку? С нами вы в безопасности.

Снимать на плёнку в путешествиях — тренд, у которого всё больше и больше поклонников. И это понятно: когда вы получаете первую стопку проявленных кадров из поездки, вам может вообще расхотеться снимать на цифру.

Тот уровень контакта с воспоминаниями, который даёт аналоговая фотография, трудно сравнить с «плёночными» фильтрами на смартфоне.

Неудивительно, ведь у плёночных фотографий есть своя «магии плёнки»:

  • К каждому кадру приходится подходить внимательно и с любовью — у вас их всего 36! А то и 24.
  • Отснятая катушка — последовательная история, которую вы проживаете заново, как только получаете проявленные снимки.
  • Фотографировать на плёнку — как слушать винил. От самого процесса можно научиться получать необычайное телесное удовольствие: заправить катушку, выстроить и сделать кадр, смотать катушку, отнести на проявку.

С плёночной камерой путешествия станут ещё интереснее. Вы начнёте внимательнее присматриваться к миру вокруг, выбирая локации для снимков. И даже те друзья, которые не любят застревать у памятников ради «фото на память», точно захотят снимок на плёнку.

Да и окончание отпуска будет не таким печальным — ведь дома можно отнести катушку на проявку и наконец-то узнать, что же вы наснимали.

Пленочная фотография гор

Если вы никогда не пробовали снимать, разобраться в апертуре и выдержке может быть сложновато. Тут-то мы и поможем: расскажем, как выбрать первую мыльницу и плёнку (речь не о хозтоварах).

Если углубляться в тонкости вам не хочется, а стиль плёночных фотографий все же нравится, то купите полароид (про такие камеры мы тоже написали).

Как выбрать фотоаппарат и не купить хлам

Перед покупкой первого плёночного фотоаппарата нужно запомнить несколько базовых вещей. Но не пугайтесь — это несложно.

Посмотрите на F-число

Обратите внимание на объектив, а именно — на букву f. Рядом с ней вы увидите числа, похожие на странную дробь. Например, такую — 1 : 2.8. Чем меньше второе число, тем больше света будет попадать в объектив.

f-число стартует от 1, но скорее всего на простом плёночном фотоаппарате вы увидите 2.8 или 3.5, что вам и надо для первых шагов.

Проверьте диафрагму

Внутри объектива есть шторки — это диафрагма, которая контролирует попадание света. Важно, чтобы они беспрепятственно двигались. Если, например, они плохо закрываются, то фотографии будут слишком светлыми.

Откройте отсек для плёнки и сделайте тестовый кадр без самой плёнки — так вы сможете проследить за работой шторок.

На некоторых фотоаппаратах стоит защита, и проверить диафрагму можно только с внешней стороны. Скорее всего, получится это не с первой попытки: шторки быстро двигаются и их сложно разглядеть через линзу (вот в этом видео вы можете посмотреть, как проверить разные типы камер).

Проверьте линзу

На линзе — выпуклой прозрачной штуке посередине объектива — не должно быть царапин. Обязательно проверьте это перед покупкой.

Если решили приобрести подержанный фотоаппарат, то проверьте линзу на наличии плесени. Она бывает, если прежний хозяин хранил камеру во влажном месте. Любителей экзотики это тоже касается: если вдруг решили купить пленочный фотоаппарат в стране с влажным климатом, внимательно осмотрите линзу.

Проверьте вспышку

Вспышка на плёночном фотоаппарате — важный механизм с отдельной кнопкой. Она помогает снять красивые кадры, когда естественного света недостаточно. Чтобы убедиться, что вспышка работает, нажмите на кнопку, которая её включает, и сделайте тестовый кадр без пленки.

Есть мыльницы, которые всегда снимают со вспышкой. Например, Olympus Trip 301. Если у вас такой фотоаппарат и хочется снять кадры без вспышки, просто аккуратно закройте её пальцем. Но очевидно лучше, когда есть выбор — включать дополнительный свет или нет.

Серж, фотограф

Проверьте кнопку спуска затвора

Когда вы сняли кадр, плёнка должна свободно прокрутиться дальше. Обязательно нажмите на кнопку спуска затвора (более известная как «кнопка, которая фоткает») — если услышите звук прокручивания, то всё в порядке. Заодно проверите, работает ли счётчик кадров.

Пленочные камеры - мыльницы

Уже после покупки проверьте всю камеру

Как только вы гордо повесите первый плёночный фотоаппарат на шею, проведите финальный комплексный чек-ап:

  • Купите самую дешевую катушку плёнки (до 500 рублей) и попросите консультантов показать, как вставить её в отсек.
  • Сделайте рандомные тестовые кадры и вернитесь в магазин, чтобы консультанты показали, как правильно свернуть и вытащить катушку.
  • Сразу отдайте её на экспресс-проявку и посмотрите, что получилось. А если готовы подождать пару дней, возьмите стандартный тариф проявки. Он дешевле.

Весь чек-ап обойдется вам до тысячи рублей и поможет выявить возможные проблемы с камерой. Надеемся, их всё же не будет.

Какой плёночный фотоаппарат выбрать

Новичкам необязательно покупать зеркальный плёночный фотоаппарат: вряд ли вам захочется менять объективы и копаться в ручных настройках.

Лучше выбрать компактную камеру (она же «мыльница»), и отдать за неё до 7 000 рублей. Этих денег вполне хватит, чтобы делать атмосферные фоточки из путешествий и постить их с хэштегами истинных фотографов.

Цена фотоаппарата зависит от многих параметров, поэтому, если вы хотите снимать на плёнку осознанно, начните с изучения базовых характеристик. Про них можно узнать самостоятельно, уточнить у консультантов, знакомых фотографов или предыдущих владельцев камеры.

Например, если линза в объективе пластиковая, то камера будет недорогой, но снимки при этом — с эффектом размытия. А если линза стеклянная, то цена будет выше.

Серж, фотограф

Зарубежные марки

Компаний, которые производят плёночные фотоаппараты, немало. Собрали некоторые из них, чтобы вы могли сориентироваться при покупке.

  • Olympus — самые популярные и доступные плёночные камеры от мыльниц до профессиональной фототехники.
  • Samsung — точно найдёте недорогую мыльницу.
  • Pentax — чуть дороже, один из лидеров по производству автофокусных компактных камер.
  • Fujifilm — можно купить не только мыльницу, но и камеру моментальной печати.
  • Kodak — максимально простые фотоаппараты для тех, кто хочет, чтобы техника была эстетичной, милой и до 5 000 рублей.
  • Canon, Nikon — да, они производят не только цифру.
  • Yashica, Leica, Konica, Rollei — что-то на премиальном: например, на компактную Yashica T5 снимают многие профи.

Советские камеры

Если вы уже присматривали себе плёночную камеру, то наверняка сталкивались с советскими фотоаппаратами: «Зенит», «Зоркий», «Чайка», «Киев», «ФЭД».

Кажется, что они отлично подходят для новичка: выглядят стильно и винтажно, дешёвые, а иногда — вообще бесплатные, потому что завалялись у дедушки на антресолях. Но это не лучший вариант в путешествии для тех, кто никогда не снимал на плёнку:

Советский пленочный фотоаппарат

  • На советских камерах только ручные настройки. Вам придётся самому настраивать диафрагму, глубину резкости, выдержку, подбирать объектив.
  • Блошиные рынки, «Авито», винтажные маркеты кишат неисправными советскими фотоаппаратами. Нужно проверять их тщательнее, не вестись на слишком приятную цену и не верить каждому слову продавца.
  • «Зенит» и его друзья не поместятся в оставшееся место в чемодане так легко, как современная компактная камера.

Если ваша жизнь — сплошной челлендж, и вы твёрдо решили снимать на дары предков, то моё уважение и пара советов.

Из советских объективов выбирайте «Гелиос» — это база. К слову, в последнем фильме про «Бэтмена» есть кадры, сделанные на винтажный «Гелиос 44-2».

Я знаю историю, когда один фотограф использовал «Зенит» в качестве средства самообороны. Он провожал девушку домой поздно вечером, на них напали хулиганы и пришлось отбиваться камерой. Короче, умели раньше делать технику… Но даже несильные удары могут повредить фотоаппарат, поэтому следите, чтобы он не билась о твёрдые поверхности.

Настя, фотограф

Где купить плёночный фотоаппарат

В фотолабораториях, специализированных онлайн-магазинах, на маркетплейсах, «Авито», блошиных рынках.

В Москве есть несколько фотолабораторий. Например, «Точка цвета» и «Перспектива». У «Точки цвета» несколько филиалов, где за камеры отвечает отдельный онлайн-магазин Dad’s cameras store. В «Перспективе» в основном продаются подержанные фотоаппараты.

В Санкт-Петербурге можно зайти в фотолаборатории Maxilab и FOQUS за б/у техникой с гарантией. Кстати, на знаменитой питерской «Уделке» можно ухватить неплохие мыльницы за комфортную цену.

В вашем городе наверняка есть несколько фотографов, которые, помимо цифры, увлекаются плёнкой. Можно написать им и узнать, где они покупали свою камеру.

А если, например, вы переехали в другую страну, то найдите пару чатов в телеграме, где тусуются релоцированные и местные. Это кладезь ответов на любые вопросы.

Как выбрать фотоплёнку

Наконец-то о той, кто будет отвечать за атмосферу ваших фотографий и лайки. Плёнка — супервещь для экспериментов, поэтому строгих правил при её выборе нет.

Катушки пленки

Какую фотоплёнку выбрать

Разберитесь со светочувствительностью

На катушке есть крупно напечатанные числа. Это ISO — светочувствительность плёнки. Она может быть разной: 50, 100, 200, 400 и дальше. Чем больше число, тем выше восприимчивость плёнки к свету.

Например, если значение ISO 50 или 100, то снимать следует при ярком свете, а вечером и в пасмурную погоду — использовать вспышку.

Если не включать вспышку при небольшой ISO, то кадры получатся почти чёрными, зернистыми и никто не поймёт, что хотел сказать автор. Поэтому для ночных барных приключений, экскурсий по пещерам и прочих тёмных дел лучше взять катушку с ISO от 400 и использовать дополнительный свет.

Выберите формат

Самый распространённый формат плёнки — 135 тип или 35 мм. В такой катушке 36 кадров, но бывает и меньше — 24. Он подходит как раз для мыльниц. Для камер среднего формата нужна плёнка типа 120 мм.

Определитесь с цветопередачей

Плёнка различается не только по светочувствительности и формату, но и по цветопередаче. Выбрать плёнку, которая понравится вам по оттенкам, можно только на практике. Главное — подумайте, что и где собираетесь снимать, смотрите на ISO и не бойтесь пробовать.

Самые популярные цветные фотоплёнки — Kodak (более тёплые оттенки) и Fujifilm (более холодные), из чёрно-белых — Ilford. Они также различаются по видам и, соответственно, по цене.

Пленочная фотография на закате

  • Kodak ColorPlus 200 — доступная классика, отлично подойдёт для уютных кадров с прогулки по городу.
  • Kodak Gold 200/400 — чуть дороже и чуть теплее, но винтажный эффект такой же.
  • Kodak Portra 160, 400, 800 — самое то для портретов друзей, особенно на закате или рассвете, считается профессиональной плёнкой, поэтому цена соответствующая.
  • Fujifilm Superia X-tra 400 — недорогая и самая нейтральная из уводящих в холодную синеву плёнок Fijifilm, идеальна для фотографий с моря.
  • Fujifilm C200 — этого прямого конкурента Kodak ColorPlus сняли с производства в прошлом году, но найти оставшиеся катушки ещё возможно.

Я амбассадор Fujifilm! Всегда беру эту плёнку с собой в поездки. Последний раз она была со мной в Калининграде и отлично справилась со своей задачей.

Влада, путешествует только с плёночной камерой

Пленочная фотография моря

  • Ilford HP5 400 — культовая чёрно-белая плёнка по доступной цене, на неё до сих пор снимают профи.
  • Ilford Delta 100, 400 — менее контрастная, отдаёт в серые оттенки.
  • Ilford PAN 100, 400 — более блёклая и дешёвая.

Пленочная черно-белая фотография

Тем, кто любит эксперименты и сюрпризы, советую поснимать на просроченную плёнку.

Спросите у консультантов или посмотрите на сайте магазина, какая просрочка есть в наличии. Она намного дешевле, чем новая плёнка, и может скрывать необычные эффекты: блики, розовые полосы, цветные пятнышки. Звучит странно, но это отличный вараинт для творческих съёмок.

Серж, фотограф

О чём важно помнить

Никогда не открывайте крышку отсека с плёнкой, если ещё не свернули катушку. Так засветятся и удалятся все кадры, настроение и желание снимать на плёнку.

Лайфхак для путешествий: заверните плёнку в несколько плотных вещей и расположите её подальше от стенок чемодана или сумки. В аэропортах работают очень мощные сканеры, которые могут засветить плёнку.

Где купить и проявить плёнку

Купить можно в тех же самых фотолабораториях, маркетплейсах, «Авито». Советуем начать с фотолабораторий — там вы точно получите дополнительную консультацию о плёнке.

Если вы из России и собираетесь в путешествие, то купите плёнку у себя в городе и возьмите её с собой. Это намного дешевле, чем тратиться на катушки в других странах.

Серж, фотограф

Проявить плёнку можно только в фотолабораториях. Как правило, проявка занимает от двух до пяти дней. Отсканированные снимки вы получите на почту в виде ссылки на диск.

Перед проявкой у вас уточнят, нужны ли вам негативы. Негативы — это и есть ваша отснятая плёнка. Они хранятся в лаборатории около недели, за это время вы можете их забрать. Кто-то коллекционирует негативы, кто-то забивает, а кто-то оставляет на случай, если оцифрованные кадры потеряются и нужно будет снова отдать плёнку на сканирование.

Бонус: о полароидах

Точнее, о камерах моментальной печати.

Есть две компании, которые выпускают наиболее доступные и популярные фотоаппараты моментальной печати, — Fujifilm с известными Instax Mini и, конечно, Polaroid.

Кадры полароида

У них несколько отличий:

  • Формат снимков. Камеры Instax предлагают три размера фотографий, а Polaroid — только квадратные.
  • Стиль кадров. Снимки на Polaroid винтажные и выцветшие, а кадры от Instax получаются более резкими.

Цены на фотоаппараты моментальной печати стартуют от 10 000 рублей, и чем они новее, тем дороже. Polaroid дороже, чем Instax.

Для таких камер нужны картриджи. Их можно заказать на маркетплейсах, купить в магазинах техники, как и сами камеры, или уточнить наличие в фотолабораториях. Они стоят дороже плёночных катушек: примерно 1 000 рублей за 10 кадров и выше. Опять же, картриджи для Instax Mini обойдутся вам дешевле, чем для Polaroid.

Чтобы установить картридж в камеру, просто совместите её специальную метку с такой же меткой на картридже. Прежде чем начать снимать, нужно сделать проверочный кадр — он получится просто чёрным. На Polaroid проверочный кадр вылезет сам, как только вы закроете крышку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *