Когда построен большой кремлевский дворец
Перейти к содержимому

Когда построен большой кремлевский дворец

  • автор:

Большой Кремлевский Дворец Московского Кремля

Большой Кремлевский Дворец — московская резиденция императорской семьи. Сейчас он закрыт для туристов, но трудно найти того, кто не знает о его знаменитых орденских залах.

Большой Кремлевский Дворец, фото 2015 года

Первый терем на месте Большого Кремлевского Дворца появился при Дмитрии Донском. Это была деревянная постройка. В 1404 году ее украсили первые в Москве часы, и они до сих пор действуют.

При Иване III здесь появился комплекс зданий. Самому царю не довелось пожить во дворце — его завершили уже при Василии III. Время и пожары не щадили постройку, но каждый раз ее отстраивали.

В 1768 Екатерина II заказала Василию Баженову перестройку дворца. Архитектор создал проект, по которому весь Кремль должен был превратиться в один дворец. По плану огромное сооружение спускалось террасами к набережной. А на его постройку только по предварительным подсчетам нужно было 20-30 миллионов рублей.

Баженов даже изготовил из лиственницы разборную модель размером 17м х 10м. А для нее построили одноэтажный Модельный дом. Эта модель впечатляла даже тех, кто был скептически настроен по отношению к проекту. Удивляло все: и техника изготовления, и размеры модели (во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек). Сейчас некоторые элементы модели хранятся в Государственном Музее Архитектуры имени Щусева.

Начали сносить кремлевские постройки и южную стену Кремля, но весной 1771 года Москву захлестнула эпидемия чумы. За ней последовал бунт. Дорогостоящее строительство Кремлевского Дворца остановили.
На следующее лето вырыли котлован для фундамента. Но дальше стройка не двинулась из-за отсутствия средств. А весной 1775 года Екатерина II приказала засыпать котлован. Оскорбленный Баженов отказался руководить этой работой. При этом москвичи тоже были против грандиозной стройки, и порой архитектору приходилось спасаться бегством от разъяренной толпы.

В 1838-1849 годах архитектор К.А. Тон построил новый Большой Кремлевский дворец, который объединил постройки пяти веков. Николай I лично следил за ходом работ и утверждал каждый лист проекта. В результате получился дворец, который своими размерами и роскошью отделки превзошел все современные ему постройки.

  • Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца
  • Владимирский зал Большого Кремлевского Дворца

Кремль: мини-путеводитель по территории

Большой Кремлевский дворец состоит из системы корпусов и теремов, расположенных прямоугольником вокруг внутреннего двора. Там около 700 залов. Пять из них названы в честь российских орденов.

Ордена появились в Европе в XI веке как военно-монашеские и предназначались для крестовых походов. К XVII столетию они стали уже знаками отличия, и тогда их позаимствовал Петр I.

Каждый из орденских залов Большого Кремлевского дворца соответствует ордену названием, тематикой и цветовой гаммой декора. Например, в Георгиевском зале размещены мраморные доски с именами георгиевских кавалеров, в обивке преобладают оранжевые и черные цвета (как на георгиевской ленте), а в нишах установлены 18 колонн с мраморными статуями работы И.П. Витали, символизирующими победы русского оружия и земельные присоединения. До сих пор в Георгиевском зале вручают правительственные награды.

Орденские залы Большого Кремлевского Дворца

Главный фасад Большого Кремлевского Дворца тянется вдоль Москвы-реки на 125 метров.

Большой Кремлевский дворец

До революции его украшали 5 белокаменных барельефов с гербом России и несколько барельефов с гербами исторических владений Российской Империи (Москвы, Казани и др.). После революции их спилили, так как в здании заседал Верховный Совет СССР. Место центрального двуглавого орла занял барельеф с гербом СССР, а вокруг расположились буквы: «С», «С», «С», «Р».

Во время реставрации Большого Кремлевского Дворца в 1994 году восстановили исторические барельефы на фасаде. Воссоздали также интерьеры Александровского и Андреевского залов, которые в 1932-1934 годах были объединены в зал заседаний. На реставрацию потребовалось около 350 миллионов долларов США.

Сейчас весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме Оружейной палаты, является Резиденцией Президента РФ. Здесь проходит церемония вступления президента в должность, а также подписывают ключевые международные соглашения.

А еще у Большого Кремлевского Дворца есть особенность: он двухэтажный, но при этом четко видны 3 ряда окон. Дело в том, что по задумке архитектора, окна в парадных залах верхнего этажа расположены в 2 яруса.

Говорят, что. . дерево для модели Большого Кремлевского Дворца Баженова взяли из разобранного тогда дворца Алексея Михайловича в Коломенском .

Большой Кремлевский Дворец на фотографиях разных лет:
  • Большой Кремлевский дворец, фото 2015 года
  • Большой Кремлевский дворец, фото 2015 года
  • Большой Кремлевский Дворец, фото 2015 года
  • Большой Кремлевский Дворец, фото 2015 года
  • Большой Кремлевский Дворец, фото 2015 года
  • Большой Кремлевский Дворец, фото 2015 года
  • Большой Кремлевский Дворец, фото 2015 года
  • Большой Кремлевский Дворец, фото 2015 года
  • Большой Кремлевский Дворец
  • Большой Кремлевский Дворец и церковь Спаса на Бору
  • Большой Кремлевский Дворец

А вы можете что-то добавить к истории Большого Кремлевского Дворца?

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец стоит на высоком Боровицком холме. Главный фасад здания смотрит в стороны Москвы-реки. Дворец был построен в период с 1838-1849 годы. Проект разработала группа русских архитекторов, таких как Чичагов, Герасимов, Бакарев, Рихтер и другие. Возглавлял эту группу известный архитектор К.А. Тон. Большой Кремлевский дворец служил временной резиденцией императорской семьи во время пребывания в Москве. Раньше на этом месте существовал дворец, построенный в 18 веке архитектором В. Растрелли, а до этого – великокняжеский дворец Ивана III.

Исторически сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы Кремля утратили свое былое значение. Некоторые из них использовались различные московские правительственные департаменты, остальная часть постепенно приходила в упадок или погибала от пожаров. В годы правления царицы Анны Иоанновны, которая значительную часть времени проводила в Москве, дворцам уделялось больше внимания, но большой Кремлевский дворец того времени все больше ветшал. Дело в том, что построенный для нужд московских князей средневековья, он уже не отвечал современным требованиям. Так, еще при Анне Иоанновне на подклетах старого кремлевского дворца по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли построили Зимний Анненгоф – деревянный дворец в стиле барокко.

При императрице Елизавете Петровне императорский двор вновь обитал в Санкт-Петербурге, но в Кремле все равно было решено построить новую царскую резиденция. В рамках осуществления этого проекта в 1749 году снесли Среднюю, Столовую и Набережную палаты, а на их месте возвели новый дворец в стиле барокко. Новое здание внешне напоминало Большой Петергофский дворец. На массивном нижнем ярусе подклета с прорезными арками возвышался изящный этаж с центральным ризалитом, где находился аудиенц-зал, а по бокам от него были устроены жилые покои императрицы и покои приближенных.

Когда на трон взошла Екатерина II, то этот дворец был признан не соответствующим величию Российской империи, его было решено заменить новым строением. В 1768 году известный архитектор В.И. Баженов разработал проект и создал крупномасштабный макет нового дворца. Он должен был располагаться на всей приречной территории Кремля, распространяясь от берега Москвы-реки на весь Боровицкий холм. В 1770 году разрушили кремлевскую стену между Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Также разрушили ряд приказов, располагавшихся внутри Кремля, тянувшихся от Архангельского собора на восток. В 1773 году состоялась торжественная закладка нового дворца, но спустя некоторое время было решено, что такой масштабный проект нецелесообразен, и уже в 1774 году строительство остановили. Разрушенную кремлевскую стену и башни восстановили, а вместо грандиозного дворца было построено лишь здание для московского отделения Сената. Старый дворец отремонтировали и перестроили.

Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило вопрос о строительстве нового кремлевского дворца, который бы символизировал обновление Москвы. Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. В 1837 году архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя, было поручено разработать проект нового дворца в Кремле.

С главного фасада здание кажется трехэтажным, но на самом деле в нем всего два этажа. Первый этаж выдается вперед и образует открытую террасу. Благодаря арочным окнам, разделяемым тонкими простенками, этот уровень дворца выглядит как закрытая галерея. Цоколь облицован натуральным камнем. Двухъярусный фасад второго этажа разделен пилястрами и украшен резными белокаменными оконными наличниками, выполненными в стиле 17 века. Комнаты второго этажа двусветные.

По центру дворца над крышей располагается трибун, завершенный золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, а на ее скатах с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Сейчас действуют только часы. Дальше устроена открытая площадка с флагштоком. До 1917 года кокошники трибуна украшали двуглавые орлы, над которыми располагались гербы Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани, Польши и Тавриды. Рядом с парадным входом во Дворец находится мраморный вестибюль с полированными гранитными колоннами. Длина Кремлевского дворца составляет 125 метров, высота – 47 метров, а общая площадь – 25 000 квадратных метров.

Дворцовый комплекс, известный как Большой Кремлевский дворец, помимо здания самого дворца включал в себя и некоторые сооружения периода 15-17 веков, которые в прошлом были частью великокняжеской, а потом царской резиденции (Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви). Окончательно ансамбль Большого кремлевского дворца сформировался, когда в 1851 году была построена Оружейная палата и Апартаменты, соединяющиеся с дворцовым комплексом воздушным переходом. Общее число комнат в дворцовом комплексе достигает 700. Во дворце насчитывается пять парадных орденских залов (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский). Названия залам даны по имени орденов Российской империи. Сейчас помещения дворца используются для проведения государственных и дипломатических приемов, различных официальных церемоний, кроме того, дворец служит парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Возводя дворцовый комплекс, Константин Тон в некоторой мере повторял планировку предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого этажа напоминает о подклете зодчего Алевиза, а терраса над ней похожа на старинное гульбище. Зимний сад, устроенный над переходом можно сравнить с висячими садами. Декор фасадов второго этажа несколько схож с оформлением Теремного дворца, расположенного по соседству.

При строительстве Большого Кремлевского дворца Тон применил новый прием – это было первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными кирпичными сводами, металлическими стропильными конструкциями кровель. Также при возведении здания использовался новый строительный материал – цемент.

Великолепная внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная ренессансом и заканчивая византийско-русским. Каждый дворцовый зал заслуживает отдельного описания. Пожалуй, самый красивый – Георгиевский, названный в честь Ордена св. Георгия Победоносца – самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного в 1769 году для награждения офицеров и генералов. Девизом ордена было выражение «За службу и храбрость». В зале расположены мраморные доски с высеченными названиями 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.

Георгиевский зал – это второе по величине помещение дворца. Его длина составляет 61 метр, ширина – 20,5 метров, высота 17,5 метров. В оформлении зала использованы белый и золотой цвета, придающие ему торжественность. Сводчатый потолок зала украшен лепниной в виде розеток и растительного орнамента. Потолок поддерживают восемнадцать мощных пилонов, увенчанных мраморными статуями авторства Ивана Витали. Скульптуры символизируют многонациональное обширное государство, которым являлась Россия. На южной и северной стене комнаты размещены барельефы, изображающие святого Георгия и змея, их автор – Павел Кладш. Орнамент паркетного пола выложен из более чем двадцати пород дерева (березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и прочих). Для освещения зала имеются шесть ажурных золоченых люстр из бронзы весом по 1 300 килограммов и 40 настенных светильников.

В 1945 году в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца проходил торжественный прием участников Парада Победы на Красной площади. Здесь же с почестями встречали первого в мире космонавта — Юрия Гагарина.

Владимирский зал передает историю Ордена святого Владимира – одного из первых русских князей. Орден был учрежден в 1782 году, его вручали за выдающиеся заслуги в военной и гражданской службе, а также за выслугу лет. Девиз ордена святого Владимира — «Польза, честь и слава». Владимирский зал имеет форму восьмигранника, он двусветный, и освещается верхним светом через купол. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором. Из зала можно попасть в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлевского дворца. С наступлением темноты зал освещается большой люстрой из позолоченной бронзы. Паркетный пол выложен из различных пород дерева.

Слева по коридору располагается анфилада комнат, которая называется Собственной половиной, которая предназначалась для императора и его семейства. Интерьеры Собственной половины сочетают в себе монументальность и домашний уют. В оформлении этих помещений декораторы применяли художественные методы стилей барокко, рококо, классицизма. Собственная половина состоит из семи комнат: Столовой, Гостиной, Кабинета императрицы, будуара, Спальни, Кабинета Императора и Приемной. Несмотря на то, что каждое помещение выдержано в своем стиле, все комнаты вместе представляют собой одно целое.

Столовая отделана в спокойных тонах. При оформлении этой комнаты использовался искусственный мрамор, здесь находятся статуи таких мифологических персонажей как Леда, Гименей и вазы в стиле Боргезе. Художники, занимавшиеся отделкой дворца, уделяли большое внимание не только архитектурным деталям, но и подбору мебели, канделябров, каминов, люстр. Освещение играло очень важную роль, оно должно было добавлять великолепия и без того роскошным интерьерам, поэтому все хрустальные люстры во дворце имеют свою оригинальную конструкцию и отличаются формой подвесок. Камины выполнены из малахита и мрамора. Часы, которые на них стоят, изготовили специально для дворца.

Будуар, Гостиную, Кабинет и Спальню украшают разнообразные изделия из фарфора – это вазы, торшеры, люстра, похожая на роскошный букет, увенчанный плодом ананаса. Предметы меблировки в этих комнатах мягкие стеганые, с изогнутыми очертаниями и изящными формами. Кабинет подчеркнуто декоративен, он выполнен преимущественно в темно-малиновом цвете. Интерьер этой комнаты напоминает французские дворцы конца 17-начала 18 веков. Приблизительно в этот период в России начали производить огромные зеркала, именно такие украшают комнаты Собственной половины. Эти громадные зеркала, а также позолота, инкрустация, лепка, резьба, придают комнатам дворца необычайно торжественный и помпезный вид. Межкомнатные двери, изготовленные из ценных пород дерева, инкрустированные перламутром, панцирем черепахи сделаны на шипах без единого гвоздя. Узоры дверей во дворце ни разу не повторяются.

Для обтяжки стен, а также для портьер и прочего в каждой комнате применялась ткань определенного цвета. Ткани изготовили специально для Большого Кремлевского дворца в первой половине 19 века, а в середине 20 столетия их реставрировали. Те, что особо обветшали, заново изготовили мастера из Павловского Посада.

Из просторного вестибюля на второй этаж поднимается парадная лестница из ревельского камня. На втором этаже справа висит картина французского художника А. Ивона, изображающая битву Дмитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 году. По левой площадке можно пройти в Зал заседаний. Перед лестницей располагается вход в аванзал, по бокам у входа стоят трехметровые вазы работы Петербургского завода. Пятиметровые двери, выполненные без гвоздей и клея, являются настоящим произведением искусства русских краснодеревщиков.

Самым большим залом дворца в советское время являлся зал Заседаний, расположенный рядом с Георгиевским залом. Его двусветные окна смотрели на Москву-реку. Этот зал был образован в 1933-1934 годах в результате объединения Андреевского и Александровского. Автором проекта был архитектор И.А. Иванов. В советское время зал именовался Залом заседаний Верховного совета СССР. Во время перепланировки прекрасные интерьеры были утрачены, но в 1994-1998 годы эти залы были восстановлены.

Площадь зала Заседаний составляет 1 615 квадратных метров, его высота — 18 метров. Этот зал одновременно может вместить до 3 000 человек. В партере зала Заседаний имеются места, оборудованные специальной аппаратурой, которая позволяет слушать выступления ораторов на 30 языках.

На Парадной половине дворца располагается Екатерининский зал – в прошлом это был тронный зал русских императриц. Екатерининский зал представляет собой довольно камерное помещение, очень изысканное и уютное. Орден святой Екатерины был учрежден Петром I в 1714 году – это единственный женский орден в России, его девизом являлось «За любовь и отечество». Стены Екатерининского зала затянуты светло-серым муаром с каймой – в цвет орденской ленты. На массивных столбах располагаются пилястры, украшенные узором из маленьких кусочков малахита. Своды и карнизы зала декорированы золоченой лепниной. Бронзовые люстры также позолочены, помимо них для освещения зала используются шесть хрустальных канделябров, очень оригинальных по устройству и внешнему виду. Паркет Екатерининского зала представляет собой высокую художественную ценность. Его орнамент разрабатывал академик Ф.Г. Солнцев.

За Екатерининским залом в Парадной половине располагаются бывшие царские Парадная гостиная и Парадная опочивальня. В наши дни эти комнаты можно рассматривать как экспозицию произведений декоративно-прикладного искусства 19 столетия. Парадная опочивальня выглядит очень нарядной. В ней находится альков с монолитными колоннами из серо-зеленого мрамора, прекрасно сочетающимися с малиновой обивкой стен и мебели. Камин облицован яшмой зеленовато-голубого цвета. Талантливый камнерез сумел выгодно подчеркнуть волнистый узор камня, и показать все достоинства этого уральского камня.

Последней комнатой Парадной половины является Ореховая гардеробная, облицованная панелями из орехового дерева. Для освещения комнаты используется вырезанная из алебастра люстра, напоминающая своей формой античные образцы, что было очень модно в первой половине 19 века.

1749 г. — снесли Среднюю, Столовую и Набережную палаты, а на их месте возвели новый дворец в стиле барокко
1768 г. — известный архитектор В.И, Баженов разработал проект и создал крупномасштабный проект нового дворца
1770 г. — разобрали кремлевскую стену между Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней
1773 г. — состоялась торжественная закладка нового дворца
1774 г. — строительство дворца остановили
1837 г. — архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя, было поручено разработать проект нового дворца в Кремле
1851 г. — была построена Оружейная палата и Апартаменты, соединяющиеся с дворцовым комплексом воздушным переходом
1945 г. — в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца проходил торжественный прием участников Парада Победы
1933-1934 г.г. — в результате объединения Андреевского и Александровского был образован Зал Заседаний
1994-1998 г.г. – Андреевский и Александровский залы были восстановлены

Большой Кремлевский дворец. История

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец построен в 1838-1849 годах по проекту архитектора К.А. Тона (принимали участие В.А. Бакарев, Н.И. Чичагов, Ф.Ф. Рихтер, П.А. Герасимов, Н.А. Шохин).

Монолитный блок дворца, поставленный на бровке кремлевского холма над долиной Москва-реки, несмотря на желание архитектора сохранить древнерусские традиции (отраженные в декоре здания), резко выбивается из общего строя старинных построек Кремля.

Вид с реки-Москвы на Большой Кремлевский дворец

(Вид с реки-Москвы на Большой Кремлевский дворец)

Его архитектором уже при императоре Николае I стал Константин Тон. Большой Кремлёвский дворец стал полноценным императорским — с парадными покоями, тронными залами на верхнем этаже.

Главный фасад протяженностью 125 метров с тремя рядами окон (хотя здание имеет два этажа; второй этаж двухсветный). Бывшая парадная резиденция императоров; в советское время место проведения партийных съездов, различных совещаний и прочих церемоний.

Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата на старой открытке

(Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата на старой открытке)

Большой Кремлевский дворец включает 700 различных помещений, в частности парадный вестибюль, Георгиевский, Екатерининский, Владимирский, Андреевский, Александровский залы (два последних зала в 1933-1934 годах были переделаны в зал заседаний, в настоящее время они восстановлены), парадные, гостиную и опочивальню, Ореховую гардеробную.

Екатерининский зал в Большом Кремлевском дворце

(Екатерининский зал в Большом Кремлевском дворце)

Желая прославить воинскую доблесть граждан российских, Тон проектирует парадные залы в соответствии с образами главных орденов. К залам ведёт парадная же лестница, выполненная из ревельского камня, ограниченная стенами из искусственного мрамора и колоннами из мрамора природного.

В комплекс дворца входят и старинные помещения: Грановитая палата, Святые сени, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви. Из парадного вестибюля дворца можно пройти наверх в парадные залы, отделка которых посвящена российским орденам.

Парадные Залы Большого Кремлевского дворца

(Парадная лестница Большого Кремлевского дворца, ведущая к залам)

Самый большой зал — ордена Святого Георгия, длина его 61м, ширина 20,5м, высота 17,5м. На стенах и нишах написаны названия отличившихся воинских частей и георгиевских кавалеров.

По фасаду дворца расположены восстановленные Александровский и Андреевский залы, в отделке которых использованы цвета орденов: Святого Александра Невского — красный, и Святого апостола Андрея Первозванного — голубой.

В Андреевском зале восстановлено и тронное место. Екатерининский зал значительное меньше, он открывает так называемую Парадную половину в западной части дворца. Из восьмиугольного высокого зала ордена Святого Владимира можно пройти в Грановитую палату и Теремной дворец.

Георгиевский зал

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца

Этот белоснежный зал — самый большой и известный из всех. Он облицован мраморными досками, на которых — имена Георгиевских кавалеров, на своде и в простенках — знаки ордена, барельефы Георгия Победоносца — на торцах.

На верхах витых белых колонн — аллегорические фигуры, символизирующие царства и земли, вошедшие в состав Российской империи с XV по XIX век.

Андреевский — Тронный — зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца

Тронный зал — Андреевский, в честь ордена Андрея Первозванного — главной воинской награды государства. Зал с золотыми стрельчатыми сводами украшают 10 золочёных пилонов, а двери — цепи и кресты по орденским мотивам. В зале расположен трон с тремя местами, над ним — горностаевый полог и изображение Ока Всевидящего в золоте лучей. К трону ведут 6 ступеней в золотой парче, на плафоне — двуглавый орёл, над входом — вензеля имён Петра первого — основателя Андреевского ордена, Павла Первого и Николая Первого.

В 1932 году Андреевский зал был разрушен и преобразован в Зал заседаний и партийных съездов. В 1994 – 1998 годах зал восстановлен в полной исторической точности.

Екатерининский зал

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца

Екатерининский зал был тронным для императрицы. Его архитектор создавал по образу ордена св. Екатерины — единственного женского ордена в государстве на ту пору. Его изображениями украшен паркет, стены и двери — на двух последних символы ордена усыпаны крупными искусственными алмазами.

Интерьер зала более изящен, утончён относительно прочих. Особенно примечательны пилястры, выложенные узорами из малахита. Своды и стены декорированы жемчужно-серым муаром, золочёными украшениями, созданными вручную.

Сегодня в этом зале принимают глав иностранных государств, устраивают званые обеды, вручают верительные грамоты.

Владимирский зал

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца

Это самый маленький из пяти парадных залов и очень необычный. С помощью ниш ему придана форма восьмигранника, внутренняя форма ещё усложняется за счёт чередования пилястр, колонн, арок. Купол зала выложен из пустых черепичных горшков — так снизили нагрузку на стены и улучшили акустику. В сложную лепнину купола искусно вплетаются орденские знаки св. Владимира.

Паркет зала выложен деревом различных ценных пород. Освещает помещение огромная золочёная люстра из бронзы.

Александровский зал

Александровский зал Большого Кремлевского дворца

Зал посвящён ордену Александра Невского. Вместе с Андреевским он был разрушен для создания зала заседаний, но восстановлен в те же годы, что и Андреевский.

Это один из самых нарядных парадных интерьеров. Его стены — в розовом мраморе, парусные своды и купол потолка сплошь покрыты изображениями звёзд и гербов ордена, обрамлённых затейливым золочёным орнаментом.

В зале размещены стулья с бархатной обивкой в цвет орденской ленты и вытканными орденскими звёздами на спинках. На стенах — картины с сюжетами из жизни Александра Невского.

Большой Кремлёвский дворец — всё великолепие президентской резиденции!

Большой Кремлёвский дворец — здание необычайной красоты, а от вида и отделки всех его помещений буквально захватывает дух! К сожалению, это здание является государственным учреждением и режимным объектом, поэтому попасть туда на экскурсию практически невозможно.

  1. История строительства Большого Кремлёвского дворца
  2. Большой Кремлевский дворец и новые строительные технологии
  3. Об отделке и залах Кремлёвского дворца
  4. Зал Заседаний — самый большой зал Кремлевского Дворца
  5. Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца
  6. Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца
  7. Большой Кремлёвский дворец на карте

Начинать рассказ о Большом Кремлёвском дворце следует с истории его возведения, которая насчитывает не один десяток лет и множество событий. Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремлеГлавный фасад Большого Кремлёвского дворца Большой Боровицкий холм в Москве — место расположения Большого Кремлёвского дворца. Дворец был построен по проекту группы российских архитекторов, куда входили Чичагов, Бакарев, Герасимов, Рихтер и другие. А руководил данной группой известный в то время архитектор К. Тон. Целью постройки Большого Кремлёвского дворца было создание временной резиденции для членов царской семьи на время их приезда в Москву. Интересно, что Большой Кремлёвский дворец был построен не на пустом месте: до этого там стоял царский дворец, который построил в 18 веке знаменитый Растрелли, а ещё раньше — великокняжеский дворец царя Ивана 3. Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремлеВид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения. Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко. Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремлеВид на южный фасад Большого Кремлёвского дворца Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Московского Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец. Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца. Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремлеМасштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить. Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремлеИстория постройки Большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя. Фрагмент фасада Большого Кремлёвского дворца

Большой Кремлевский дворец и новые строительные технологии

Константин Тон для постройки большого Московского дворца решил применить ряд революционных для того времени нововведений. Облегченные большепролётные своды из кирпича и стропильные конструкции кровель из металла были поистине новым словом в строительных технологиях того времени. Кроме того, при возведении большого Московского дворца впервые был использован цемент.

Об отделке и залах Кремлёвского дворца

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Смешение стилей, использованное во внутренней отделке большого Кремлёвского дворца, выполнено с безупречным вкусом и включает в себя как элементы ренессанса, так и фрагменты русско-византийского стилей. Дворец включает в себя несколько залов, о каждом из которых стоит рассказать отдельно. Андреевский (Тронный) зал Большого Кремлевского дворца

Зал Заседаний — самый большой зал Кремлевского Дворца

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

По соседству с Георгиевским залом находится самый большой зал Кремлёвского Дворца — зал Заседаний. Дело в том, что зал получился самым большим в результате объединения в 1933-1934 годах архитектором Ивановым сразу двух залов — Александровского и Андреевского. Во времена Советской власти зал Заседаний имел более длинное название: зал заседаний Верховного Совета СССР. В период с 1994 по 1998 год были проведены реконструкционные работы по восстановлению интерьеров объединённых залов, которые пострадали во время перепланировки. Зал Заседаний обладает площадью 1615 кв. м, с 18-ти метровыми потолками, а максимальная вместительность зала составляет 3000 человек. Вид на трон в Андреевском (Тронном) зале Большого Кремлёвского дворца

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Пожалуй, самый красивый из всех. Залу дали название в честь Ордена святого Георгия Победоносца. Для тех, кто не знает, — это самая высшая награда для офицерского состава российской армии, которая была учреждена в 1769 году. Зал посвящен героям военной славы России. В залах находятся несколько досок из мрамора, на которых запечатлены названия полков, батарей и флотских экипажей. Также высечены фамилии более 10 тысяч кавалеров ордена Георгия Победоносца. Кстати, среди гордо носивших этот орден такие известные личности как Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Петр Багратион. Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремлеГеоргиевский зал Большого Кремлёвского дворца Размеры Георгиевского зала следующие: длина — 61 м, ширина 20.5 м, а высота составляет 17.5 м. Основные цвета — белый и золотой. 18 пилонов, которые поддерживают потолок, сделаны в виде статуй из мрамора работы И. Витали. Элементы освещения зала также выглядят впечатляюще — чего стоят 6 позолоченных ажурных, выполненных из бронзы люстр (каждая весом в 1.3 тонны) и 40 стильных светильников, расположенных на стенах по периметру зала. К знаковым событиям, происходившим в стенах Георгиевского зала, можно отнести прием участников Парада Победы в 1945 году и встречу первого космонавта на Земле — Юрия Гагарина. Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремлеАлександровский зал Большого Кремлевского дворца

Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Орден святого Владимира — это награда, в честь которой и назван Владимирский зал. Выполнен зал очень интересно — в виде восьмигранника, освещение зала — естественное, сквозь стеклянный купол на потолке. Фактически, этот зал — ключевой архитектурный элемент Большого Кремлевского дворца. Из него можно попасть в Георгиевский Зал, Грановитую палату, Теремной дворец и во многие другие помещения. Для освещения в ночное время в зале имеется люстра, также изготовленная из позолоченной бронзы. Ещё обращает на себя внимание красивейший пол, паркет которого создан из нескольких благородных пород дерева. Зал выполнен в розовых тонах, в основном благодаря облицовке стен из розового мрамора. Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца В заключение следует отметить, что ансамбль Большого Кремлёвского дворца таким, которым можно увидеть его в наши дни, окончательно сформировался только в 1851 г. Именно в то время были возведены Апартаменты дворца и Оружейная Палата, которые были соединены со всем комплексом при помощи воздушного перехода. Кроме Георгиевского и Владимировского залов, во дворце есть ещё 3, менее внушительных — Андреевский, Екатерининский и Александровские залы. Названия всем залам даны согласно существующим орденам Российской империи. Сегодня все залы задействованы для приёмов на высшем уровне, а сам дворец является официальной резиденцией Президента РФ.

← РОССИЯ МОСКВА ЕВРОПА → ДВОРЦЫ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *