Псков на границе с какой страной
Перейти к содержимому

Псков на границе с какой страной

  • автор:

Где расположена Псковская область на Западной окраине России или в центре Европы? (к вопросу о выгодах геополитического положения региона) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Манаков Андрей Геннадьевич

Степень удовлетворенности жизнью и социо-культурные ориентиры населения приграничных районов Псковской области

Динамика трансграничных контактов населения западных районов Псковской области в 2003-2013 гг
Влияние пограничного положения Псковской области на социокультурные ориентиры населения региона
Использование регионального самоназвания «Скобарь» в приграничных районах Псковской области
Новые книги Псковского отделения русского географического общества (2003-2005 гг. )
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Где расположена Псковская область на Западной окраине России или в центре Европы? (к вопросу о выгодах геополитического положения региона)»

ГДЕ РАСПОЛОЖЕНА ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ — НА ЗАПАДНОЙ ОКРАИНЕ РОССИИ ИЛИ В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ?

(к вопросу о выгодах геополитического положения региона)

Те, кто хотя бы раз побывал в Псковской области, легко составят ее образ, состоящий из нескольких наиболее значимых туристических объектов: Кром (псковский кремль) и Троицкий собор, Мирожский и Снятогорский монастыри на реке Великой, Изборск — один из древнейших русских городов, где «княжил варяг Трувор» (ныне — село с крепостью XГV-XV вв.), Псково-Печерский (Свято-Успенский) мужской монастырь — «западный страж» России на границе с Эстонией, Пушкинские Горы, Михайловское, Тригорское. где «русский дух и Русью пахнет». А в остальном — типичная российская глубинка с ухабистыми дорогами (традиционно «одна из двух бед» нашей страны), с развалившимся в постсоветское время сельским хозяйством и умирающей деревней.

Но, на взгляд политико-географа, Псковщина уникальна во многих отношениях. Например, Псковская область — единственный регион в Европейской части России, граничащий сразу с тремя странами. Правда, в этой особенности географического положения области политики и политологи видят лишь уникальность «со знаком минус», связав ее с проблемой подписания договоров о границах, осложненную недавними территориальными претензиями со стороны соседних стран (Эстонии и Латвии) на исконно русские земли Печорского и Пыталовского районов [3].

Экономисты и эксперты-регионологи, опираясь на анализ социально-экономической статистики последних лет, добавят к этой «уникальности» еще и привкус периферийности и экономической отсталости. Так, в 2005 г. по доходам населения (отношение валового регионального продукта к численности жителей) Псковская область превосходила лишь двадцать субъектов Российской Федерации — преимущественно экономически отсталых национальных республик, образующих «пояс нестабильности» вдоль южных границ страны [12]. Лишь к 2008 г. по темпам роста промышленного про-

изводства и реальных денежных доходов населения Псковская область подтянулась до среднероссийского уровня, заняв по этим показателям место в самой серединке списка регионов России [2].

И, наконец, демографы отметят, что Псковская область далеко не в лучшую сторону выделяется даже среди периферийных регионов России: ведь область последние пятнадцать лет держала бесспорное лидерство в стране по показателям. смертности и естественной убыли населения. Причем регион оказался первым в России, который перешел от естественного прироста к естественной убыли населения, приведшей с середины 1990-х гг. к депопуляции (ускорившейся также по причине роста миграционного оттока населения). Превышение показателей смертности над рождаемостью произошло в регионе еще в 1966 г., т.е. начетверть векараньше, чем в России в целом [4]. Но тогда мало кто мог предположить, что такая же демографическая судьба ожидает в ближайшем будущем всю страну. Кстати, если ежегодные темпы убыли населения в регионе сохранятся на том же уровне, на каком они держались последние десять лет (в среднем 11-12 тыс. чел. в год), то к 2070 г. в Псковской области почти исчезнет коренное население!

Псковская область невелика по российским меркам, всего 55,3 тыс. кв. км, но по своей площади превосходит десяток европейских стран (даже за вычетом микрогосуцарств). Правда, по числу жителей область значилась бы в конце списка тех же самых государств, в десять-двадцать раз уступая некоторым из них (например, Нидерландам, Бельгии или Швейцарии).

В начале 2008 г. в Псковской области проживало 705 тыс. чел., 2/3 которых составляло городское население. При этом 2/5 жителей области сконцентрировано в двух больших городах — Пскове (195 тыс. чел.) и Великих Луках (101 тыс. чел.) [11]. Эти два города, расположенные на северо-северо-западе области

(Псков) и ее юго-юго-востоке (Великие Луки), являются ядрами биполярной системы расселения, почти идеально укладывающейся в модель «центр-периферия». Каждый из двух центров образует свою полупериферию, а в средней части территории области (кстати, имеющей почти правильную овальную форму) протянулся пояс районов «внутренней периферии». Два ядра, два полупериферийных пояса и внутренняя периферия легко различимы даже в сетке административно-территориального деления Псковской области [5].

Отметим еще один рекорд общероссийского масштаба, характеризующий систему расселения в регионе. По количеству сельских поселений (около 8,4 тыс. согласно переписи населения 2002 г.) Псковская область занимает второе место в России. Однако лидирующая по этому показателю Тверская область (9,5 тыс. поселений) в полтора раза превышает Псковскую область по площади и количеству сельских жителей. Так что выходит, что самые малые сельские поселения в России — в Псковской области (их средняя людность — менее 30 чел. / н.п.). Также область не знает себе равных в нашей стране по густоте сельских поселений — 15 н.п./ 100 кв. км. Казалось бы, что данные «рекорды» могут быть объяснены природными особенностями и крайне неблагоприятной демографической обстановкой, но все же не менее значимыми являются факторы, имеющие этнокультурный характер.

Псковская область расположена в зоне стыка основных территорий проживания четырех народов, относящихся к двум культурным мирам. Эти культурные миры различаются, в первую очередь, преобладающей религиозной принадлежностью населения: в России и Белоруссии — православие, Эстонии -лютеранство, восточном крае Латвии (Латга-лии) — католичество. Вследствие этого у соседних народов заметно отличаются господствующие стереотипы поведения и ментальность в целом: в странах Балтии — ментальность западноевропейского типа, в России и Белоруссии -восточноевропейского типа [6].

Данный этнокультурный рубеж в ХХ веке только в течение 30 лет выступал в качестве государственной границы, однако, в предшествующие семь веков наблюдалась обратная пропорция: в течение пяти веков граница

была политической, и только два столетия (Х’ШП-ХГХ вв.) имела административный статус. С изменениями статуса и положения границ в ХХ веке связана проблема сету — финноугорского народа, родиной которого являлась территория Печорского уезда Псковской губернии. Здесь, в отличие от своих ближайших родственников — эстонцев, сету приняли православную религию и создали уникальную материальную и духовную культуру, сохранявшуюся вплоть до начала третьего тысячелетия [1, 8].

Что же касается специфики русского населения, то и здесь этнографы и лингвисты подтвердят такой факт — Псковская область является единственным регионом, где проходят сразу две наиболее значимые культурные (одновременно этнографические и диалектные) границы Европейской России. Эти границы вычленяют пояс среднерусской культуры (протянувшийся далее на восток — в сторону Москвы), являющийся переходной полосой между двумя основными этнографическими зонами России: северорусской и южнорусской. В результате этого северная часть Псковской области попадает в сферу влияния северорусской культуры, а южная часть области — южнорусской культуры. К тому же, вместе со Смоленской областью, Псковскую область нередко вычленяют в особую западную этнографическую зону, имеющую переходный белорусско-великорусский характер.

Средняя часть области, ранее входившая в состав Псковской губернии, характеризуется частым использованием местными жителями регионального самоназвания псковичей — скобари. Здесь же и поныне можно встретить множество свидетельств диалектных особенностей псковской группы говоров, зачастую являющихся следствием соседства псковичей с эстонцами, латышами (например, «цоканье», отраженное в популярной местной поговорке: «От Опоцки три верстоцки, да в боцок один скацок»; ударение на первый слог в топонимах типа Заплюсье, Заполье, Завеличье, Запсковье и др.) и белорусами [6].

Во всех вышеперечисленных случаях, отражающих специфику Псковской области, главную роль играют границы: политические, административные, этнокультурные, социально-экономические (в частности, границы-зоны согласно модели «центр-периферия»). Грани-

цы — это собственно географический феномен, который нельзя игнорировать при проведении любого регионологического исследования.

На государственные рубежи приходится около половины границ Псковской области. На западе регион граничит с Эстонией и Латвией, на юге — с Республикой Беларусь. Однако эти границы сильно различаются по степени проницаемости. Граница со странами Балтии — барьерного типа, чем напоминает государственные рубежи бывшего СССР. Здесь в 1993 г. была определена территория пограничной зоны, где ныне действует пропускной режим. Граница с Белоруссией относится к типу легкопроницаемых и сравнима с административными границами между российскими регионами.

В мае 2004 г. страны Балтии были официально приняты в Европейский Союз, и Псковская область с этого момента стала пограничной сразу с двумя государствами ЕС. В этом плане Псковская область ныне сопоставима с Ленинградской областью, пограничной с двумя странами ЕС — Финляндией и Эстонией, и Калининградской областью, граничащей также с двумя новыми участниками ЕС — Польшей и Литвой. При этом по длине границ со странами ЕС Псковская область сравнима с Калининградской областью, и заметно превосходит Ленинградскую область. Правда, в этом плане лидирует все же другой российский регион -Республика Карелия, граничащая с Финляндией, вошедшей в ЕС еще в 1995 г.

Для Псковской области немаловажно то обстоятельство, что она является единственным регионом России, пограничным с Латвией. Сухопутную границу с Эстонией, кроме Псковской области, обслуживает также Ленинградская область. Однако длина ленинградского участка российско-эстонской границы меньше протяженности псковского участка даже с вычетом той его части, которая проходит по Псковско-Чудскому водоему На границе со странами Балтии крупные таможенные пункты созданы в трех районах Псковской области -Печорском, Пыталовском и Себежском.

В политико-географическом положении Псковской области следует отметить одну уникальную особенность. Если исключить из географического анализа Калининградскую область, не имеющую сухопутных границ с другими регионами России, то Псковскую область

можно считать самым западным регионом страны. К этому можно добавить еще один пока что малоизвестный географический факт — Псковская область может поспорить с Калининградской и Смоленской областями за право называться самым «центрально-европейским регионом» России. Дело в том, что географический центр Европы, как в 1989 г. было установлено Национальным Географическим институтом Франции, находится в 24 км к северу от Вильнюса, столицы Литвы. Расстояние от геоцентра Европы до Калининградской области составляет примерно 170 км, до Псковской области — 220 км, до Смоленской области — 340 км.

С этой точки зрения интересно следующее обстоятельство: Псков является ближайшим областным центром России почти для половины столиц зарубежных европейских стран, если опять же исключить из рассмотрения Калининград. Причем это столицы не только действительно близких к Псковской области стран Балтии и североевропейских государств, но и большинства стран Западной и Центральной Европы, и даже ряда государств Южной Европы (например, Мадрид и Лиссабон).

Единственным конкурентом Пскова в этом плане является Смоленск, но его отставание в количестве ближайших к нему европейских столиц очень значительно. Впрочем, преимущество Смоленска проявляется в том, что данные столицы расположены в основном в Центральной Европе: Минск, Вена, Будапешт, Братислава, Загреб, Любляна. К ряду столиц Восточной и Южной Европы ближе всего расположен Краснодар: Афины, Тирана, София, Бухарест, Скопье. Еще меньше столиц «перетягивают» на себя Белгород (Кишинев, Сараево, Белград) и Брянск (Киев). И даже к С.-Петербургу — «северной столице России» — ближайшими являются лишь две североевропейские столицы: Хельсинки и Рейкьявик [7].

Также интересные результаты дает сопоставление расстояний (по прямой) от Пскова до перечисленных европейских столиц и российских городов, расположенных в разных регионах страны. Так, расстояние от Пскова до С.-Петербурга сопоставимо с расстоянием до Таллина и Риги, до Смоленска — с расстоянием до Хельсинки, до Твери — с расстоянием до Вильнюса и Минска. Причем это только ближний круг соседей России. В случае использо-

вания авиатранспорта для Пскова одинаково доступны Москва и Стокгольм. А вместо Нижнего Новгорода или Архангельска за то же время можно долететь до Осло, Копенгагена, Варшавы или Киева. Расстояние по прямой до Казани, Мурманска или Сочи сопоставимо с расстоянием до Берлина и Праги.

А, например, до «столицы Урала» — Екатеринбурга — потребуется такое же время полета, что и до Парижа и Лондона! Для того чтобы долететь из Пскова до Омска, необходимо даже больше времени, чем для перелета в Рим, Афины, Дублин или Рейкьявик. И, наконец, достижение наиболее удаленных от Пскова столиц Европы (Мадрида и Лиссабона) потребует меньше времени, чем перелет в Красноярск. Причем Красноярск находится лишь на половине пути «от западных границ до восточных окраин» России. Это означает, что поездку из Пскова, например, на Дальний Восток, уже следует сопоставлять с перелетом в Северную Америку.

Пограничность Псковской области накладывает отпечаток на жизнь населения в пределах всего региона, чему способствует форма территории области, вытянутость которой с севера на юг в значительной степени определяется существующей в течение многих столетий этнической границей, неоднократно принимающей форму политического рубежа. При этом вдоль современной государственной границы сформировались зоны непосредственного социокультурного влияния соседних стран, выраженные в тесноте родственно-дружеских связей и интенсивности трансграничных контактов. В первую очередь, социокультурное воздействие соседних стран испытывают собственно пограничные районы, во вторую очередь — прилегающие к ним внутренние районы области, которые можно назвать приграничьем второго порядка.

Этносоциальную специфику приграничных районов Псковской области определяют заметные родственные или дружественные

связи местных жителей с населением соседних государств. Так, например, каждый третий житель районов, прилегающих к Эстонии и Латвии, имеет в этих странах своих родственников, и еще каждый пятый — друзей или знакомых [9]. Аналогичная картина наблюдается в районах, пограничных с Белоруссией. Каждый четвертый житель крайнего юга области имеет среди своих родственников белорусов, и еще каждый пятый — друзей и знакомых в соседней республике. Также почти каждый пятый житель районов, прилегающих к Белоруссии, может говорить по-белорусски, и более половины местного населения понимает этот язык.

Вне зон наиболее ощутимого контакта с соседними странами остается несколько районов области, расположенных на ее северо-востоке и востоке. Эти районы, не испытывающие очевидного тяготения ни к одной из соседних стран, в полной мере можно считать внутренними районами области. Также специфическую позицию в области занимают большие города (Псков и Великие Луки), выполняющие функции внезональных центров межгосударственного взаимодействия, т.к. их население почти в равной степени участвует в интенсивных контактах со всеми тремя соседними странами [6].

Подведем итоги. Политико-географическое положение Псковской области предопределяет налаживание тесных социальноэкономических и культурных контактов прежде всего со странами Северной и Западной Европы, которые, к тому же, отличаются наиболее высоким уровнем развития не только в Европе, но и в пределах всего мирового сообщества. Так что в целом потенциал поли-тико- и транспортно-географического положения Псковской области колоссален, однако требует кропотливого труда для его преобразования в реальные выгоды экономико-географического положения региона, способствующие его интенсивному развитию в постиндустриальную эпоху [10].

1. Алексеев Ю. В. Манаков А. Г. Народ сету: между Россией и Эстонией. — М.: Издательство «Европа», 2005. — 104 с.

2. Где в России жить хорошо? Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2007 году // Российская газета. 2008, 14 марта.

3. Заяц Д. В., Манаков А. Г. Быть ли новой российско-эстонской границе? // Псковский регионологический журнал. № 1. — Псков: ПГПУ, 2005. — С. 136-144.

4. Кривуля И. В., Манаков А. Г. Депопуляционные процессы в Псковской области и ключевые направления демографической политики // Псковский регионологический журнал. № 1. — Псков: ПГПУ, 2005. — С. 57-69.

5. Кулаков И. С., Манаков А. Г. Историческая география Псковщины (население, культура, экономика). — М.: ЛА «Варяг», 1994. — 316 с.

6. Манаков А. Г. На стыке цивилизаций: Этнокультурная география Запада России и стран Балтии. -Псков: Изд-во ПГПИ, 2004. — 296 с.

7. Манаков А. Г. Политико-географическое положение как ресурс развития Псковской области // Северо-Западная Россия: проблемы экологии и социально-экономического развития. Тезисы докладов общественно-научной конференции с международным участием. — Псков: Изд-во АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» при содействии ОЦНТ, 2004. — С. 10-13.

8. Манаков А. Г. Сету Печорского района Псковской области: материалы этнодемографического исследования 2005 г. // Псковский регионологический журнал. № 3. — Псков: ПГПУ, 2006. — С. 171-179.

9. Манаков А. Г. Григорьева Н. В. Степень удовлетворенности жизнью и социокультурные ориентиры населения приграничных районов Псковской области // Псковский регионологический журнал. № 4. -Псков: ПГПУ, 2007. — С. 77-87.

10. Манаков А. Г. Развитие Псковского региона в свете теории Больших циклов Кондратьева // Псковский регионологический журнал. № 5. — Псков: ПГПУ, 2007. — С. 18-25.

11. Районы Псковской области — социально-экономические показатели: статистический сборник. — Псков: Псковстат, 2007, с. 13.

12. Статистические данные по федеральным округам и субъектам Российской Федерации // География. 2008, № 5, с. 22-27.

На российско-эстонской границе в Псковской области исчезла очередь из большегрузов

*** На российско-латвийской границе очереди есть Псков. 18 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД — Очередь из большегрузов, следующих на выезд из России в Эстонию через участок государственной границы в Псковской области, полностью исчезла, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). Так, по данным на утро понедельника, нет водителей фур, желающих въехать и выехать из страны через пункт пропуска в «Куничиной Горе» на границе России и Эстонии в Печорском районе. За сутки таможенники выпустили из России 67 автомобилей, въехали в РФ — 81. В пункте пропуска «Шумилкино» также не наблюдается желающих выехать из России в Эстонию, однако в очереди на въезд со стороны Эстонии стоят 55 фур. Российская таможня за сутки оформила 69 большегрузов на въезд в Россию и 54 на выезд. Между тем, на границе России с Эстонией в Ленинградской области наблюдается незначительное уменьшение очереди грузовиков. По данным на утро 18 апреля, выезда из РФ в районе пункта пропуска «Ивангород» ждут 92 фуры, у въезда скопления нет. За сутки таможенники оформили 103 выехавших из России автомобиля и 85 въехавших. На российско-латвийской границе в МАПП «Убылинка» в Пыталовском районе Псковской области 200 грузовиков ожидают въезда в Россию. На выезд из России нет ни одного большегруза. За сутки псковские таможенники оформили на въезд в страну 140 автомобилей, на выезд — 130. На границе Латвии и России в пункте пропуска «Бурачки» («Терехово» со стороны Латвии) в Себежском районе Псковской области на въезд в РФ в очереди стоят 730 грузовых автомобилей, на выезд из РФ — 110 фур. За сутки таможенники выпустили из страны 92 фуры, въехали в Россию — 193 грузовых автомобиля. Как сообщалось, скопление грузовиков на границе РФ в Псковской области со странами Прибалтики держалось около трех недель. Очереди у «Ивангорода» в Ленинградской области держались порядка двух недель.

Материалы по теме

  • Яндекс Новостях,
  • Яндекс.Дзен,
  • Google Новостях

Более 120 участников СВО из Калининградской области получили положенные выплаты

Главные события

Более 120 участников СВО из Калининградской области получили положенные выплаты

Новый автомобиль от

Точка зрения

Новый автомобиль от «АвтоВАЗа»: машины под брендом Xcite начнут продавать весной

Interfax-Russia.ru – Нескольких тысяч машин под новым брендом Xcite собрали на бывшем заводе Nissan в Петербурге. План развития площадки предполагает запуск производства нескольких моделей легковых автомобилей.

Пожар на миллиарды Interfax-Russia.ru — Страховщики предварительно оценивают ущерб от пожара на складе Wildberries в Петербурге в 10-20 млрд рублей. Следователи возбудили уголовное дело о злоупотреблении полномочиями.

Открыли… и закрыли Interfax-Russia.ru – Финляндия на полтора дня открыла два КПП на границе с Россией, но решила вновь их закрыть, опасаясь наплыва мигрантов. Российские пограничники очередей у открывшихся пунктов пропуска не заметили.

Из-за угрозы национальным интересам Interfax-Russia.ru — Управление аэропортом «Пулково» передают специально создаваемому новому российскому холдингу, который будет распоряжаться голосами иностранных инвесторов авиагавани.

Граница на замке Interfax-Russia.ru – Финляндия закрыла последний КПП на границе с Россией. В Москве считают эти меры избыточными, отмечая, что от них страдают прежде всего финские граждане.

  • Обостряется ситуация с пропуском грузовиков на границе с Литвой 25 марта, 12:12
  • Группа «Пикник» выступит с оркестром «Таврический» в Петербурге в среду 25 марта, 11:01
  • Два туриста погибли из-за схода лавины в Коми 23 марта, 21:22
  • Кафе и ресторанам в Ленобласти рекомендовали не работать ночью 23 и 24 марта 23 марта, 15:26
  • Газпром подал в российский суд иск к австрийской OMV о возмещении вреда 23 марта, 15:19

Общие сведения

Псковская область входит в состав Северо-Западного федерального округа. Это единственный субъект Российской Федерации, который граничит одновременно с тремя иностранными государствами: на западе — с Эстонией и Латвией, на юге — с Республикой Беларусь. Внутри страны область соседствует с Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областями.

Протяженность внешних границ составляет: с Эстонией270 км, с Латвией214 км, Республикой Белоруссия305 км.

Центр области, город Псков, расположен примерно в одинаковой близости от Санкт-Петербурга (290 км) и Риги (260 км), расстояние от Пскова до Москвы (689 км), до Таллина (350 км).

Территория области составляет 55,3 тыс. км 2 . Протяженность с севера на юг — 380 км, с запада на восток — 260 км.

Численность населения Псковской области на 1 января 2021 года составила 620,2 тыс. человек и уменьшилась за 2020 год на 2,9 тыс. человек (на 0,47%). Количество человек, проживающих в городах, на 2021 год составляет 440 тыс. (70,9%), в сельской местности проживает 180 тыс. (29,1%) человек.

На протяжении длительного периода времени в Псковской области наблюдается заметное сокращение численности населения. Начиная с 1995 года (830 тыс. человек) по 2021 год (620 тыс. человек), население сократилось на 210 тыс. (25,3%) человек.

Наибольший отток жителей из области в пределах России приходился на город Санкт-Петербург и Ленинградскую область, город Москву и Московскую область.

Численность рабочей силы за апрель — июнь 2021 года оценивалась в 321,9 тыс. человек, или 61 % от общей численности населения области в возрасте 15 лет и старше.

Безработица. По итогам выборочных обследований за апрель – июнь 2021 года 14,6 тыс. человек в возрасте 15 лет и старше, или 4,5% рабочей силы классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда).

В органах службы занятости населения по состоянию на конец июля 2021 года состояли на учете 4430 не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 3516 человек имели статус безработного, в том числе 2914 человек получали пособие по безработице.

Административно Псковская область разделена на 24 района, из них 9 приграничных. Крупными экономическими центрами являются Псков и Великие Луки.

Screenshot_13.png

В Пскове действует представительство МИД России, два представительства иностранных государств: Консульство Латвийской Республики и Псковская Канцелярия Генерального консульства Эстонской Республики в Санкт-Петербурге.

Псковская область — важнейший транспортный узел Северо-Запада. Псковская область занимает выгодное географическое положение и граничит: на севере — с Ленинградской областью, с на северо-западе — с Эстонией, на западе — с Латвией, на юго-западе и на юге — с Республикой Беларусь, на юго-востоке — со Смоленской областью, на востоке — с Тверской областью, на северо-востоке — с Новгородской областью. Регион расположен на пересечении крупных транспортных путей, вблизи от крупных рынков сбыта и распределительных центров: Москвы и Санкт-Петербурга. Псковская область имеет развитую инфраструктуру для осуществления внешнеэкономической деятельности: на территории области расположено 5 действующих многосторонних автомобильных пунктов пропуска на границе с Евросоюзом (МАПП), 3 железнодорожных пунктов пропуска (ЖДПП).

В настоящее время экспортно-импортный грузопоток между Российской Федерацией и Европейским Союзом, проходящий через Псковскую область, составляет около 30% от общероссийского объёма.

Автомобильные дороги

Территорию Псковской области пересекают основные автомобильные дороги общего пользования федерального значения:

· Р-56 Великий Новгород-Сольцы-Порхов-Псков, пересекает крупные населенные пункты — Порхов, Псков;

· А-212 Псков-Изборск-граница с Эстонской Республикой, пересекает крупные населенные пункты — Псков, Изборск.

· А — 122 «А-114 — Устюжна — Крестцы — Яжелбицы — Великие Луки — Невель», пересекает крупные населенные пункты — Локня, Великие Луки, Невель.

Общая протяженность сети автомобильных дорог Псковской области составляет 23,4 тыс. км, в том числе автомобильные дороги федерального, регионального и местного значения. Протяженность автомобильных дорог с капитальным типом покрытия составляет 6,8 тыс. км, с переходным и грунтовым типами покрытия — 16,6 тыс. км.

Псковские железные дороги.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1091 км.

Плотность железнодорожных путей общего пользования — 19,7 км путей на 1000 км² территории Псковской области.

Все железнодорожные линии неэлектрофицированные (на тепловозной тяге) и преимущественно однопутные. Отсутствие электрифицированных путей — одно из ограничений развития железнодорожного транспорта в Псковской области.

Железнодорожная сеть состоит из 112 железнодорожных станций, из них:

· 4 узловых: Псков, Великие Луки, Дно, Новосокольники;

· 3 пограничных станции: Печоры-Псковские с Эстонией, Себеж с Белоруссией, Пыталово с Латвией.

Основные линии:

· Санкт-Петербург — Псков, поезд «Ласточка», ежедневно.

· Москва — Псков, ежедневно.

· Псков — Новгород — Петрозаводск, с остановками на станциях: Свирь, Лодейное Поле, Волховстрой-2, Ирса, Чудово-Московское, Спасская Полисть, Подберезье, Луга, Плюсса, Струги Красные.

· Санкт-Петербург — Дно — Витебск (через Бежаницы , Локню , Новосокольники и Невель )

В 2021 году запланировано строительство высокой пассажирской платформы № 1 на ст. Псков.

Авиасообщение

Центральным объектом транспортной инфраструктуры Псковской области в воздушном сообщении является международный аэропорт города Пскова имени княгини Ольги для среднемагистральных пассажирских и грузовых самолётов с полным весом до 250 тонн. Гражданская зона аэропорта обслуживает 13 больших или средних и 20 малых самолетов. Не действует аэропорт Великие Луки.

Псков — Москва, 4 раза в неделю;

Псков — Сочи, 2 раза в неделю;

Псков — Калининград, 2 раза в неделю;

Псков — Анапа, 2 раза в неделю.

Перевозчиком по маршрутам Псков — Москва и Псков — Сочи является АО «Авиакомпания Азимут», по направлениям Псков — Калининград и Псков — Анапа — авиакомпания АО АК «РусЛайн».

Псковский речной порт.

В нутренних водных судоходных путей насчитывается 503 км. Из них судоходные трассы Чудско-Псковского озера — 403 км. Судоходны и притоки озера: Великая на 34 километра, Желча на 31 км, Чёрная на 18 км и небольшие участки по другим притокам.

Регулярное грузовое и пассажирское судоходство по внутренним водным путям области не ведется.

В Псковской области регулярные пассажирские перевозки осуществляются на территории двух районов: Псковского и Печорского.

Перевозка грузов и пассажиров на территории Печорского района осуществляется путем использования пассажирского катера «Обозерье» (проект № КС-102-02), а также путем использования местными жителями моторных маломерных лодок.

На территории Псковского района водные перевозки осуществляет катер «Талабск» по маршруту «дер. Толбица — остров им. Залита — остров им. Белова» и в обратном направлении.

На территории области расположен международный порт «Сторожинец». Водное сообщение с Эстонской Республикой отсутствует.

Трубопроводный транспорт:

Поблизости от населённых пунктов Дно, Порхов и Изборск проходит магистральный газопровод Валдай — Рига.

Уровень газификации Псковской области по состоянию на 01.01.2020г. составляет 53,41 %. Из 26 муниципальных образований, газифицированы 15, в том числе — города Псков и Великие Луки.

Украинцы смогут въезжать в РФ из третьих стран только через два пункта пропуска

Украинцы смогут въезжать в РФ из третьих стран только через два пункта пропуска

Москва. 6 октября. INTERFAX.RU — Правительство РФ своим распоряжением ввело с 16 октября временный порядок въезда в Россию граждан Украины с территории других государств: украинцы от 14 лет и старше смогут въезжать только через автомобильный пункт пропуска «Лудонка» в Псковской области и воздушный пункт пропуска в аэропорту «Шереметьево».

В соответствии с документом, имеющимся в распоряжении «Интерфакса», «с полуночи 16 октября для граждан Украины, прибывающих в Россию из третьих стран, вводится особый порядок въезда».

В распоряжении говорится, что «граждане Украины, прибывающие в Россию с территории других государств, с 16 октября смогут въезжать в нашу страну только через автомобильный пункт пропуска «Лудонка» в Псковской области и воздушный пункт пропуска, расположенный в московском аэропорту «Шереметьево».

Этот порядок распространяется на всех граждан Украины от 14 лет и старше, а также граждан до 14 лет, следующих в сопровождении законного представителя, опекуна или попечителя из числа граждан иностранных государств.

Новый временный порядок не коснется граждан Украины в возрасте до 14 лет, следующих из третьих стран самостоятельно или в сопровождении законных представителей.

В документе отмечается, что это временная мера, направленная на обеспечение безопасности жителей РФ в сложившихся условиях.

В правительстве пояснили, что порядок, действующий для граждан Украины, находящихся на территории Донецкой и Луганской народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей, в том числе в зоне специальной военной операции, сохраняется. Они въезжают в Россию через пункты пропуска, расположенные на административной границе между новыми субъектами РФ и сопредельными территориями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *