На какие категории подразделяются пассажирские поезда
Перейти к содержимому

На какие категории подразделяются пассажирские поезда

  • автор:

Назначение и категории пассажирских поездов

Из вагонов пассажирского парка для перевозки пассажиров, багажа и почты.

Почтово-багажные

Из вагонов пассажирского и грузового парка для перевозки почты, багажа и грузобагажа; на участках, где обращение пассажирских поездов не предусмотрено, в почтово-багажные поезда могут включаться отдельные пассажирские вагоны для перевозки пассажиров.

Грузопассажирские

Из вагонов грузового и пассажирского парка для перевозки грузов и пассажиров на малодеятельных участках.

Грузовые поезда, в составе которых не менее 10 вагонов, занятых людьми.

Категории пассажирских поездов

По дальности следовании пассажирские поезда делятся

Следующие на расстояние свыше 700 км

Следующие на расстояние от 150 до 700 км

Пригородные

Следующие на расстояние до 150 км

По скорости движения пассажирские поезда делятся

Скоростные пассажирские

Имеют маршрутную скорость не менее 85 км/ч (при допускаемой скорости 141-200 км/ч). Стоянки этих поездов предусматриваются только на станциях для выполнения технических операций, а также в республиканских, краевых и областных центрах.

Должны иметь маршрутную скорость не менее 50 км/ч. Она должна быть больше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского на данном направлении, не менее чем на 5 км/ч. Стоянки предусматриваются на станциях для выполнения технических операций, в республиканских, краевых и областных центрах, а по согласованию с …РК – на отдельных прочих станциях.

Пассажирские

Назначаются для освоения остального пассажиропотока. Они делятся:

по регулярности движения – круглогодичные, летние и разового назначения;

по периодичности движения – ежедневные, следующие через день (по четным или нечетным числам), по определенным дням недели или числам месяца;

по уровню предоставляемого сервиса выделяются фирменные поезда с индивидуальными наименованиями.

В число поездов дальнего и местного сообщений входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания («Тулпар», «Жетісу», и т.д.). В зависимости от категории поездов принята единая на сети железных дорог их нумерация

Нумерация пассажирских поездов

Скорые сезонного обращения

Пассажирские круглогодичного обращения

Пассажирские сезонного обращения

Пассажирские разового назначения

Ускоренные мотор-вагонными составами повышенной комфортности

То же, без предоставления дополнительных услуг

Незначительные, устойчивые потоки пассажиров обслуживаются отдельными вагонами или группами вагонов прямого беспересадочного сообщения. От станции отправления до пункта назначения они следуют с разными поездами, расписания которых согласованы на узловых пунктах перецепки вагонов. На направлениях, где значительны перевозки багажа и почты, назначают специальные почтово-багажные поезда. В них включают и пассажирские вагоны. На линиях с небольшим объемом перевозок курсируют грузопассажирские поезда, сформированные из вагонов для пассажиров и грузов. Рост деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил развитие беспересадочных международных сообщений. Поезда и отдельные вагоны, обслуживающие их, называются поездами и вагонами международного сообщения. Прямое беспересадочное сообщение осуществляется со многими странами Европы и Азии.

Каждый пассажирский поезд формируется из конкретного числа вагонов определенного типа. Составы пассажирских поездов разных категорий различны. Количество вагонов в составах пассажирских поездов, как правило, колеблется от 15 до 22 и зависит от пассажиропотока, категории поезда и длины пассажирских платформ. Конкретное расположение вагонов в составе называется схемой. Под композицией понимают число вагонов разного рода (мягких, купейных, плацкартных и др.) и порядок их размещения в составе.

Схема формирования составов указывается в книжках служебного расписания движения пассажирских поездов. Для поездов одинаковых категорий целесообразно применение унифицированной схемы, которая обеспечивает взаимозаменяемость составов. В этом случае вагоны в составах располагаются группами по типам: в голове состава – плацкартные вагоны, в хвосте – купейные. Такая композиция составов позволяет использовать их в общем обороте и при этом обеспечить минимальные операции по маневровой работе в пункте формирования.

Совпадающая композиция составов позволяет увеличить схему поезда за счет добавления вагонов со стороны, как головного, так и хвостового вагонов поезда. Использование составов пассажирских поездов в общем обороте обеспечивает уменьшение числа используемых составов. В схеме поезда указывают порядковый номер вагона, назначение, признаки броней. Содержание информации в схеме поезда зависит от функции подразделения. Перечисленная выше информация необходима в вокзальном хозяйстве для оформления проездных документов. Для пассажирских станций и вагонных подразделений важны бортовые номера вагонов в порядке их расположения в составе.

Чтобы сократить уход свободных мест со станции отправления, места до станции перемены трафарета находятся в свободной продаже. Количество мест по всем броням должно соответствовать вместимости вагона. Для мягких (СВ) вместимость составляет 18 мест, для купейных – 36, для плацкартных – 54. на ряде дорог для улучшения условий труда проводников им предоставлены дополнительные места, поэтому пассажирам оформляются 34 места в купейном и 52 места в плацкартном вагонах. Места брони начальника поезда в билетных кассах не продаются, поэтому из схемы они вычитаются.

Работу по распределению мест в поездах, установлению переменных трафаретов, выделению нормы броней осуществляет дорожное бюро по распределению мест (ОДБ); ему подчиняются такие же бюро региональных дирекций (ЛБК) и вокзалов (БРМ).

По правилам композиции составов дальнего следования мягкий вагон (СВ) ставят в середине состава рядом с вагоном-рестораном. Исключения составляют фирменные поезда.

Состав пассажирского поезда отличается от скорого числом купейных и большим количеством некупейных вагонов с общими плацкартными местами и вагонов с местами для сидения. В таком поезде многие пассажиры едут не на всем протяжении его следования, а входят и выходят на станциях, расположенных по пути, поэтому число вагонов со спальными местами может быть сокращено. Для коротких расстояний с продолжительностью поездки 6 – 8 часов (при условии прокладки поездов в дневное время) могут применяться составы из вагонов областного типа с креслами для сидения.

Вместимость состава определяется категорией пассажирского поезда, его массой и композицией. Число вагонов в составе зависит также от длины пассажирских платформ.

Масса составов скорых и пассажирских поездов в настоящее время установлена до 1000 тонн (16-20 вагонов). Для скоростных участков (140 – 160 км/ч) максимальная масса скорых поездов составляет, как правило, 700 – 800 тонн.

Типы поездов, категории вагонов, классы обслуживания РЖД

Все пассажирские поезда дальнего следования делятся в расписании на скорые и пассажирские. Скорые поезда подразделяются на: фирменные и простые скорые. Скорые поезда по маршруту следования делают меньше остановок и время стоянок у них также сокращено по сравнению с пассажирскими. В стоимость билета на скорый поезд включена, так называемая, доплата «за скорость».

По уровню комфорта от пассажирского поезда отличается только фирменный поезд. В расписании он также отмечен «звездочкой», как фирменный.

категории поездов и типы вагонов ржд

Такой поезд может иметь собственное название, свой собственный интерьер или оформление. Также часы отправления и прибытия фирменного поезда, как правило, более удобны для пассажиров, а на борту имеется набор дополнительных сервисов.

Виды поездов и их категории.

Российские пассажирские поезда дальнего следования, стоящие в расписании, делятся на категории и нумеруются следующим образом:

Скоростные и высокоскоростные поезда – это «Сапсаны», «Ласточки», «Аллегро», «Невский экспресс» и т.д. Скорость движения таких поездов составляет от 140 до 200 км/ч, а общая среднемаршрутная скорость с учётом всех остановок, составляет не менее 85 км/ч.

Для лучшего понимания – это означает, что скоростные поезда в пути находятся почти в два раза меньше времени, чем остальные на этом же маршруте.

Скорые поезда. Большая часть всех российских поездов – это скорые поезда дальнего следования. Они должны следовать по маршруту, со средней скоростью не менее 50 км/ч, с учётом всех стоянок по пути следования. При этом скорый поезд должен быть минимум на 5 км/ч быстрее самого быстрого пассажирского, курсирующего на этом же маршруте.

Фактически, большую часть поездов в расписании составляют скорые, делается это часто за счёт банального сокращения количества и времени стоянок.

Главное отличие скорого поезда от пассажирского (помимо времени в пути) – чуть выше стоимость билета, но довольно незначительно (на 10-15%). А вот от скоростного поезда – в несколько раз.

Именно скорые поезда стоят в расписании на самом удобном для пассажиров времени отправления и прибытия.

По уровню комфорта скорые поезда подразделяются на фирменные скорые и скорые.

Пассажирские поезда. К обычным пассажирским поездам относятся те, чья маршрутная скорость составляет менее 50 км/ч. Проезд на таких поездах дешевле всего, а по пути следования они делают больше остановок, и каждая стоянка дольше, чем у скорых поездов.

Иногда такой поезд может оказаться единственным вариантом для пассажиров добраться до какой-то станции внутри маршрута, куда нет прямых поездов. Подвижной состав таких поездов обычно включает в себя, как старые вагоны, так и новые – в зависимости от направления и пассажиропотока.

Пассажирские составы делятся на поезда дальнего следования и пригородные поезда с радиусом маршрута до 200 км.

Что такое Фирменные поезда?

Фирменные поезда – это всё те же скорые, которые отличаются от остальных повышенным уровнем комфорта. Как правило, они включают в себя следующее:

  • Всегда новые вагоны.
  • Лучше время в расписании для отправления и прибытия пассажиров.
  • Современные биотуалеты с расширенным набором гигиенических средств.
  • Почти всегда укомплектованы системой кондиционирования воздуха.
  • Постельное бельё улучшенного качества. При посадке верхние полки уже застелены.
  • Высококлассные проводники, и более высокий уровень сервиса.
  • Вагон-ресторан и буфет с возможностью заказать у проводника еду с доставкой в купе.
  • На протяжении всего маршрута в составе находится дорожная полиция.

Другие часто задаваемые вопросы:

  • Можно ли купить жд билеты в Европу из России?
  • Типы поездов, категории вагонов, классы обслуживания РЖД
  • Расположение мест в вагонах поезда рядом с туалетом.
  • Можно ли забронировать место в поезде?
  • В каких поездах доступна электронная регистрация?
  • Детский билет. Полная информация, условия оформления и проезда с детьми.
  • Почему стоимость мест в одном и том же вагоне может различаться?
  • Электронный билет, акт и счет фактура для бухгалтерского учета командировки

Виды поездов

Российские современные пассажирские поезда в зависимости от скорости делятся на три категории: пассажирские, скорые и скоростные (есть ещё высокоскоростные, но их мы объединим с третьей группой). К тому же скорые поезда различаются по комфортности: есть фирменные и обычные. В чём разница? Во времени, которое вы потратите на дорогу, и в стоимости проездного билета на железнодорожный транспорт.

Скоростные и высокоскоростные поезда

Скоростные поезда – это «Сапсаны», «Ласточки», «Аллегро», «Невский экспресс» и т.д. Список постепенно пополняется.

  • В каждый момент движения их скорость не меньше 140 км/ч, а средняя маршрутная скорость с учётом стоянок – не меньше 85 км/ч.
  • На практике это означает, что скоростным поездом можно добраться от одного города до другого в 2-3 раза быстрее, чем прочими. Скажем, скорый поезд идёт от Санкт-Петербурга до Москвы 7-11 часов, а скоростной – около 4 часов.

Скорые поезда

Большая часть российских поездов — скорые. Они должны курсировать со средней скоростью не менее 50 км/ч (с учётом стоянок). При этом скорый поезд должен быть минимум на 5 км/ч быстрее самого быстрого пассажирского из ходящих по этому маршруту. Фактически сейчас большую часть поездов стараются пускать как скорые, часто – за счёт сокращения числа и времени стоянок.

  • Главное отличие скорого поезда от пассажирского (помимо времени в пути) – чуть выше стоимость билета, но довольно незначительно (на 10-15%). От скоростного – в несколько раз.
  • Именно скорые поезда стараются ставить на самое удобное время отправления и прибытия.
  • По комфортности скорые поезда бывают фирменными и нефирменными.

Фирменные поезда

Фирменные поезда отличаются от остальных комфортабельностью.

  • Новые вагоны.
  • Биотуалеты с жидким мылом, бумажными полотенцами, одноразовыми сидениями для унитаза и другими необходимыми аксессуарами.
  • Как правило, есть кондиционер (но стоит помнить, что он может сломаться).
  • Более качественное постельное бельё и полотенца, на верхних полках бельё уже постелено.
  • Лучшие проводники, ощутимо более высокий уровень сервиса.
  • Вагон-ресторан с расширенным выбором блюд. Можно заказать еду с доставкой в своё купе.
  • Поезда сопровождает охрана.

Пассажирские поезда

К пассажирским относят все поезда с маршрутной скоростью менее 50 км/ч. Они дешевле всего, делают больше остановок и каждая стоянка дольше, чем у скорых поездов. Иногда такой вариант оказывается удобнее. Например, чтобы в дороге было достаточно времени для сна. В состав могут быть включены как старые, так и новые вагоны – в зависимости от наличия. Предугадать это невозможно, но поскольку РЖД планомерно обновляет составы, бояться не стоит.

  • Классы вагонов поездов
  • Мужские и женские купе
  • Правила перевозки багажа ж/д транспортом
  • Перевозка домашних животных в поезде

Приказ Минтранса России от 18.07.2007 N 99 (ред. от 08.02.2019) «О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2007 N 9969)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *