Мцк сколько по времени полный круг
Перейти к содержимому

Мцк сколько по времени полный круг

  • автор:

Шесть главных фактов о МЦК

10 сентября, в День города, мэр Москвы Сергей Собянин запустил движение на Московском центральном кольце (МЦК). В один из самых амбициозных российских транспортных проектов вложено более 100 млрд руб., однако многое пока не достроено. РБК представляет досье на МЦК

Высокоскоростной электропоезд «Ласточка» на тестовом запуске по МЦК, 2 сентября 2016 года

Высокоскоростной электропоезд «Ласточка» на тестовом запуске по МЦК, 2 сентября 2016 года (Фото: Олег Яковлев / РБК)

1. Что запустили

В День города пассажиров впервые приняло Московское центральное кольцо — городская железная дорога протяженностью 54 км. Всего на МЦК будет 31 станция (точное название — транспортно-пересадочный узел, ТПУ). 17 из них будут сопряж​ены со станциями метрополитена, в том числе на 11 станциях будут построены крытые галереи от МЦК к метро; в мэрии такие переходы называют «сухие ноги». Пунктов пересадки с МЦК на пригородные электрички будет девять (без интеграции с кольцом останется только киевская линия пригородного сообщения). В час пик поезда будут появляться на станциях каждые шесть минут, в обычное время — раз в 11–15 минут; полный круг поезд будет совершать за полтора часа. Табло на платформах будут показывать время прибытия следующего поезда. На станциях обещают установить порты для подзарядки гаджетов.

После запуска проекта РЖД отойдет вся железнодорожная инфраструктура, а право собственности на платформы и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) город делегирует ГУП «Московский метрополитен». В первый месяц работы МЦК проезд по нему будет бесплатным, затем зайти на станцию МЦК можно будет по карточкам, единым для московского общественного транспорта.

Строительство крытой галереи от МЦК к станции метро Владыкино; в мэрии такие переходы называют «сухие ноги», июль 2016 год

Строительство крытой галереи от МЦК к станции метро Владыкино; в мэрии такие переходы называют «сухие ноги», июль 2016 год (Фото: Олег Яковлев / РБК)

2. Кто придумал

Московскую окружную железную дорогу, соединяющую промзоны на окраине Москвы, начали строить в 1902 году.​ Запустили ее в 1908-м, позже плановых сроков, поскольку из-за Русско-японской войны были перебои с финансированием. В основном по МОЖД шли грузовые перевозки. Ходили и пассажирские составы, но в 1934 году с развитием трамвайного движения в городе и началом строительства метро кольцо для людей закрыли.

С выводом большинства заводов за пределы Москвы эта грузовая магистраль стала не нужна. В конце 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков и президент РЖД Владимир Якунин подписали соглашение о работе над проектом по перепрофилированию грузового кольца в пассажирскую магистраль. Планировалось, что все работы завершатся в 2010–2011 годах. Сроки переносились неоднократно. Фактически строительство началось в 2012 году.

3. Какими будут поезда

По МЦК будет курсировать около 30 поездов. В качестве «городских электричек» используют «Ласточки», разработанные Siemens по заказу РЖД для перевозок пассажиров во время зимних Игр 2014 года в Сочи. Нынешний руководитель Московского метрополитена Дмитрий Пегов руководил проектом по запуску «Ласточек» в Сочи, когда работал в структуре РЖД.

В поезде пять вагонов (с возможностью расширения до десяти). Все «Ласточки» для столичного кольца оборудуют Wi-Fi и кондиционерами, будут специальные места для велосипедов, которые в отличие от метро по МЦК можно провозить в неразобранном виде. В каждой «Ласточке» будет два туалета.

Высокоскоростной электропоезд «Ласточка» в эксплуатационном депо, ноябрь 2015 год

Высокоскоростной электропоезд «Ласточка» в эксплуатационном депо, ноябрь 2015 год (Фото: Сергей Гусев)

4. Сколько потратили

К моменту запуска МЦК на реализацию проекта потрачено более 100 млрд руб. Основным инвестором стало ОАО «РЖД»: госкомпания вложила в строительство железнодорожной инфраструктуры 74 млрд руб. (планировали потратить 54 млрд руб., но снос объектов и перенос коммуникаций обошелся непредвиденно дорого, рассказал РБК источник, хорошо знакомый со строительством МЦК).

Правительство Москвы потратило 19 млрд руб. на строительство 31 станции кольца и интеграцию их со станциями метро. Еще 10,6 млрд руб. ушло на реконструкцию путепроводов (самым дорогим стал Волоколамский путепровод, он обошелся в 5 млрд руб. — властям пришлось в том числе менять окна в ближайших к путепроводу жилых домах на шумозащитные).

Город ежегодно будет платить РЖД по 3,8 млрд руб. за транспортное обслуживание пассажиров на новом кольце. Стороны уже заключили 15-летний контракт.

Станция «Лужники», июль 2016 года

Станция «Лужники», июль 2016 года (Фото: Олег Яковлев / РБК)

5. Что дальше

В утвержденном проекте возле 11 ТПУ на средства инвесторов должны были быть построены коммерческие объекты — торговые и деловые центры, отели. Принадлежащая правительству Москвы управляющая компания ОАО «МКЖД» должна оформить на собственных «дочек» имущественные права на земельные участки под коммерческое строительство и затем продать с аукционов инвесторам.

К моменту запуска движения по кольцу с молотка ушел только один такой участок: за 1,14 млрд руб. ГК «Пионер» получила 100-процентную долю в ООО «Ботанический сад» и право застройки территории возле ТПУ «Ботанический сад». Компания, которая реализует неподалеку жилой проект «LIFE — Ботанический сад», собирается возвести там торговый и офисный центры и апарт-отель.

«Все остальные участки под строительство ТПУ будут реализованы в течение 2016–2017 годов. Мы предполагаем выручить на этих аукционах минимум 14 млрд руб., максимум 19 млрд руб., в зависимости от конъюнктуры. То есть мы вернем практически все средства, которые город вложил в строительство технологической части станций», — утверждает собеседник РБК в мэрии Москвы, добавляя, что строительство ТПУ даст толчок к освоению территорий вокруг МЦК девелоперами. По словам собеседника РБК, до конца 2016 года планируется выставить на аукцион четыре-пять объектов, остальные — в следующем году.

Строительство станции «Ботанический сад», июль 2016 года

Строительство станции «Ботанический сад», июль 2016 года (Фото: Олег Яковлев / РБК)

6. Что даст новое кольцо

«К 2020 году, когда будут завершены все проекты по интеграции с метро и электричками, реализованы проекты торговых и офисных центров, мы планируем, что пассажиропоток составит 300 млн человек в год», — рассказал источник РБК в мэрии Москвы, добавив, что такое же количество пассажиров в год перевозит действующая Кольцевая линия метрополитена. Пока же новое кольцо будет перевозить около 75 млн человек в год, рассчитали в мэрии.

Запуск МЦК разгрузит метрополитен, особенно в центре, и повысит доступность целого ряда районов, где до сих пор не было станций метро, уверены в мэрии. Глава столичного Стройкомплекса Марат Хуснуллин делился оценками, что загруженная Кольцевая линия метро станет свободнее на 15% — людям не придется ехать с окраин в центр, чтобы сделать пересадку на Кольцевой. На сайте МЦК приводятся расчеты: поездка для среднестатистического пассажира метрополитена станет на 20 минут короче.

Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егор Мулеев подчеркивает неоднозначность таких расчетов: по его словам, польза от запуска МЦК — как от велодорожек в Москве: некоторым это действительно облегчит передвижение, но для многих не изменит ничего.

«Кольцо вводят без полноценных пересадочных узлов. Сильно сомневаюсь, что даже в ближайшие годы оно будет востребовано пассажирами в том объеме, на который рассчитывают власти, — полагает старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин. — Есть вопросы к пересадкам на многих радиусах. Они находятся на удалении 500–700 м от станций МЦК».

Возле четырех станций МЦК уже в этом году появятся перехватывающие парковки

Возле четырех станций МЦК уже в этом году появятся перехватывающие парковки (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Впрочем, по мнению эксперта, жителям отдельных районов Москвы новое кольцо будет очень полезным. «На Ярославском шоссе по направлению в Богородское и Лефортово оно облегчит ситуацию. Некоторые северо-западные сектора, Коптево и другие районы оно разгрузит, — перечисляет эксперт. — Но что касается юга, тут МЦК находится очень близко к Кольцевой линии метро, и разница между ними небольшая». Также запуск МЦК, по его мнению, сделает проще маршруты для жителей отдельных городов Подмосковья, особенно для пассажиров, едущих из Мытищ и Королева.

Что не успели

Ко дню официального запуска МЦК строители не успели подготовить к работе семь станций. Их список обнародовал ТАСС со ссылкой на источник в правительстве Москвы. Первые поезда кольца проедут без остановки «Коптево», «Панфиловскую», «Зорге», «Хорошево», «Измайлово», «Андроновку» и «Дубровку». Эту информацию РБК подтвердил собственный источник в управляющей проектом компании ОАО «МКЖД».

За полтора месяца до Дня города высокопоставленный источник РБК в правительстве Москвы утверждал, что «при запуске будет готова вся инфраструктура, все платформы на 31 остановочном пункте». «Это must-have, и нет никаких сомнений, что это будет готово к запуску», — уверял собеседник РБК. Однако 2 сентября первый замруководителя департамента транспорта Гамид Булатов сообщил журналистам, что открытие семи станций МЦК в день старта движения по кольцу «находится под вопросом», пообещав, что за неделю до торжественного открытия будет оглашен полный список станций, которые начнут функционировать сразу.

Но официальный список готовых станций не был оглашен и в четверг, когда до торжественной церемонии оставалось менее двух суток. Источник РБК в ОАО «МКЖД» сообщил, что окончательное решение по числу станций, которые будут доступны для пассажиров в первый день работы МЦК, будет принято лишь за сутки до открытия кольца. При этом собеседник рассказал, что семь из 31 станции «точно не откроют», а еще по двум «есть сомнения».«Не успели, не везде еще установлено все необходимое оборудование. Может быть, откроем сразу 24 станции, а потом две закроем ненадолго на доделки», — сообщил источник РБК в МКЖД, добавив, что до конца года для пассажиров «точно будут доступны все станции МЦК».

Не готово большинство крытых галерей для перехода на платформы к поездам метро и три пункта пересадки с МЦК в метрополитен. Но эти объекты в отличие от собственно станций изначально планировалось строить после запуска движения по МЦК.

Какие поезда не поедут

Изначально по МЦК должны были курсировать другие поезда с птичьим именем — «Иволги». Тендер на организацию движения электричек по МКЖД на 15 лет за 57 млрд руб. выиграла компания ЦППК — оператор пригородных электричек, совладельцем которой был вице-мэр Москвы, глава департамента транспорта Максим Ликсутов. В интервью РБК Ликсутов заявлял, что победу в тендере ЦППК одержала за счет более выгодного для Москвы предложения, и уверял, что сам он после перехода на госслужбу не следит за бизнесом своих бывших компаний. «В конкурсе принимали участие три компании, в том числе сами РЖД, которые предложили менее выгодные для города условия и поэтому проиграли», — объяснял Ликсутов РБК в феврале 2015 года.

Компания ЦППК планировала заключить с «Трансмашхолдингом» (совладельцами компании являются Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, до 2011 года Ликсутов также был совладельцем этой компании) контракт на производство электричек «Иволга». Поезда позиционировались как конкуренты «Ласточек», при этом полностью сделанные из отечественных материалов и дешевле на 40–50%.

Но «Иволга» не смогла пройти сертификацию, а без нее поставить поезда этой модели на МЦК было невозможно. Представитель АО «ВНИИЖТ», которое проводит испытания опытного образца «Иволги», отказался сообщить РБК, почему не сертифицировали поезд.

В январе 2016-го — спустя несколько месяцев после того, как главой РЖД вместо Владимира Якунина стал Олег Белозеров, — оказалось, что права на обслуживание пассажиров и 56-миллиардный контракт также достанутся РЖД. Как поясняет источник в РЖД, Олег Белозеров посчитал ситуацию несправедливой для РЖД: «Получалось, что государство построило на свои деньги всю инфраструктуру, на которой будут зарабатывать деньги бизнес-партнеры Ликсутова, которые поставят поезда и будут получать деньги за перевозку. В середине января 2016 года ЦППК неожиданно решила переуступить договор на транспортное обслуживание РЖД».

Городской электропоезд ЭГ2Тв «Иволга»

Городской электропоезд ЭГ2Тв «Иволга» (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Генеральный директор ЦППК Михаил Хромов заявил, что инициаторами переуступки соглашения были РЖД и городские власти — «они были достаточно убедительны, чтобы мы согласились». Официально в РЖД также признают, что получили контракт после «многосторонних консультаций с участием правительства Москвы». Теперь возить пассажиров МЦК будет РЖД на своих «Ласточках».

Источник РБК в правительстве Москвы, впрочем, утверждает, что «Иволги» еще могут вернуться в проект. «Если «Иволга» пройдет сертификацию, то РЖД сможет ею заменить «Ласточку», — говорит собеседник РБК. — У нас в договоре не зафиксировано, что все 15 лет будет только «Ласточка». На мой взгляд, это вопрос эффективности подвижного состава, стоимости обслуживания и т.д.».

ЦППК в итоге достался только контракт на 2,1 млрд руб. на организацию продажи билетов и работы контролеров сроком на четыре года. Однако билетная система нового кольца также будет полностью интегрирована в систему городского, а не пригородного транспорта, на котором специализируется ЦППК.

Московское центральное кольцо

В сентябре 2016 года для пассажиров стало доступно Московское центральное кольцо. МЦК — это нечто среднее между железной дорогой и наземным метро. Новое кольцо призвано разгрузить существующие линии метро и радиальные железнодорожные ветки. По расчетам, экономия времени пассажиров, затраченное на перемещение из одних районов города в другие, составляет от полутора до трёх раз, а также облегчит путь в столицу для пассажиров из области, пользующихся электропоездами пригородного сообщения.
Предполагаемое количество пассажиров, пользующихся МЦК в первый год эксплуатации составит 75 миллионов человек в год, а к 2025 году — 300 миллионов.

Тарифы и интервалы движения
пар поездов в сутки курсируют по МЦК
минут — интервал движения поездов в час «пик»
минут со времени спуска в метро действует бесплатный тариф проезда по МЦК

Время движения поездов на МЦК и тарифы соответствуют времени и тарифам Московского метрополитена, причём пассажирам, оплатившим проезд в подземке при пересадке на МЦК в течении 90 минут с момента входа в метро доплачивать за проезд по МЦК не придется. По кольцевой железной дороге курсируют до 110 пар поездов в сутки. Интервалы движения — от шести минут в часы «пик» до одиннадцати-пятнадцати минут в менее нагруженные часы. Длина окружности МЦК составляет 54 километра. Полный круг можно проехать за 75-80 минут.

минут потребуется для совершения круга по МЦК
километра протяженность МЦК
квадатных метров коммерческих площадей будет в инфраструктуре ТПУ МЦК
Подвижной состав
человек — максимальная вместительность электропоезда на МЦК
миллионов пассажиров планируется перевезти по МЦК в 2025 году
километров в час — максимальная скорость электропоезда «Ласточка»

На Московском центральном кольце используются скоростные пятивагонные электропоезда «Ласточка» производства компании «Siemens AG», длиной состава 130 метров. При необходимости, количество вагонов электропоезда может быть увеличено до 10 вагонов. «Ласточки» могут развивать скорость до 160 километров в час. За счет большого внутреннего пространства в вагонах электропоездов с комфортом могут разместиться маломобильные группы населения, пассажиры с велосипедами, колясками и багажом. Максимальная вместимость поезда – 1 200 человек.

Благодаря системе климат-контроля внутри салона в любое время года поддерживается комфортная для пассажиров температура. Вагоны поезда оснащены двустворчатыми прислонно-сдвижными дверьми, по две с каждой стороны вагона. Ширина дверного прохода составит 1300 мм, высота — 2050 мм. Элементы потолка «Ласточек» содержат интегрированное освещение, цифровые табло для вывода информации для пассажиров, громкоговорители, а также вентиляционные решётки для системы кондиционирования.

В полки для ручной клади встроены электрические розетки с напряжением 220 вольт переменного тока, что позволяет заряжать мобильные телефоны и прочие устройства прямо в дороге. В вагонах поездов можно выйти в сеть интернет посредством Wi-Fi соединения. В головных вагонах поезда предусмотрены санузлы с биотуалетами, оснащёнными специальным оборудованием для маломобильных пассажиров.

Московское центральное кольцо: вокруг столицы за 82 минуты

Вадим Скрябин/ ТАСС

МОСКВА, 10 сентября. /ТАСС/. Пассажирское движение открылось сегодня на Московском центральном кольце (МЦК, ранее МКЖД): горожанам доступны 26 станций, с 11 из которых можно перейти на линии столичного метро, с 5 — на остановки пригородных электричек.

Читайте также
Московское центральное кольцо в цифрах и фактах. Досье

Москвичи с интересом исследовали новую, наземную ветку, выяснил корр. ТАСС, проехав полный круг на МЦК.

«Кольцо проходит по 26 районам Москвы, в которых проживают около 2 млн человек. 30% из них живут в шаговой доступности от станций МЦК. В шесть районов наземное метро придет впервые, там проживают около 600 тыс. москвичей», — сказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в преддверии старта движения поездов на кольце.

Полетели «ласточки»

В 14:00 к платформе «Лужники» приходит первый поезд, красно-серая «Ласточка». Следующую станцию — «Кутузово» — объявляет директор Народного музея московского метрополитена Константин Черкасский. «Начало движения на Московской окружной железной дороге состоялось 19 июля 1908 года на станции «Серебряный бор». Изначально движение было пассажирское, но тогда оно не прижилось», — голос Черкасского переносит в прошлое, когда Москва еще умещалась внутри той дороги, а потому она называлась окружной и никакой другой.

Спустя более чем век пассажиры вернулись на Московскую окружную железную дорогу, теперь Московское центральное кольцо. Сегодня полный круг на МЦК занял 82 минуты, среднее время в пути между станциями — 3 минуты, а интервал между поездами 5-10 минут. В поездах комфортная температура, на информационных табло указано текущее время, температура воздуха внутри салона, название станции. Станции и пересадки объявляют на русском и английском, в поезде можно зарядить телефон или почитать специальный выпуск газеты «Мое метро», посвященный МЦК.

Читайте также
Кольцевые городские железные дороги в странах мира. Досье

Кажется, в вагоне удобно всем: семьям с колясками и собаками, пенсионерам, молодежи, пассажирам с самокатами и велосипедами. Спустя час после открытия движения по кольцу в вагоне буквально негде яблоку упасть. Пассажиры обмениваются впечатлениями, спрашивают друг друга про билеты, время пересадки, изучают небольшие карты, которые раздают на входе у станций.

«Смотри, мы живем на Новохохловской, а еду я на работу на Ленинский проспект. Еду через Третье транспортное кольцо, дорога занимает где-то час, а то и все полтора. А если оставить машину и поехать здесь до Площади Гагарина, это ведь минут 20 займет всего», — говорит муж жене. Супруги решили прокатиться по кольцу вместе с тремя дочками и маленькой собачкой Кнопкой.

Пересадка пересадке рознь

Переход со станции МЦК «Площадь Гагарина» на станцию «Ленинский проспект» теплый: с платформы не нужно выходит на улицу, вход в метро расположен тут же. Таких пересадок по принципу «сухие ноги» еще четыре: на станции метро «Черкизовская», «Кутузовская», «Владыкино» и «Международная». Займут они всего пару минут. А вот на других станциях пересадка на метро или пригородные электрички требует больше времени.

Со станции «Шелепиха» можно пересесть на железнодорожную станцию «Тестовская» Белорусского направления, переход занимает 7 минут, к слову на схеме МЦК указано 9 мин. Правда, указателей не видно, дорогу приходится спрашивать у сотрудников МЦК. Любителям небоскребов переход понравится — ММДЦ «Москва-Сити» находится совсем рядом и прекрасно виден.

На «Тестовской» нет турникетов, билет на электричку можно купить в кассе, но она расположена на противоположной от входа платформе. Обратный путь до «Шелепихи» занял всего 5 мин. Местных жителей отсутствие указателей, скорее всего, не смутит. Так и есть.

Читайте также
Более 2,7 млн пассажиров активировали карту «Тройка» для бесплатной пересадки на МЦК

«Мы едем к бабушке на станцию «Балтийская», узнали об МЦК из рекламы в метро. Нам очень удобно, сейчас пришли из дома, от «Балтийской» тоже пешком. Хотим понять, сколько займет времени дорога. Очень здорово, что целый месяц можно ездить бесплатно», — рассказывает москвичка Мария Яхина.

А вот Георгий Гранкин живет между станциями метро «Отрадное» и «Владыкино», а работает на «Спортивной». Сегодня, возвращаясь с работы, он решил поехать на МЦК. «Хочу посмотреть, сколько по времени займет, кажется, выигрываю минут пять, но здесь удобнее, народу меньше и дышать легче, не то, что под землей», — говорит он, добавляя, что хорошо бы немного сократить интервалы между поездами: тогда будет так же быстро, как в метро, но удобнее.

Между тем, объявляют станцию «Балтийская», только непонятно, с какой стороны платформа — звучит информация о пересадках, также голос напоминает о необходимости нажать кнопку на двери, чтобы она открылась.

Путь от «Шелепихи» до «Балтийской» занял 11 минут. Выйти со станции можно только по ступеням — эскалаторы еще не включили — зато по крытому переходу сразу попадаешь в торговый центр «Метрополис», любителям шоппинга на заметку. Пересадка на станцию метро «Войковская» занимает 10 минут. Указателей снова нет, зато новый билет покупать не нужно: бесплатно пересесть с МЦК на метро можно в течение 90 минут.

Знакомая незнакомая Москва

Равнодушных лиц в поезде на МЦК нет. Пассажиры внимательно разглядывают проносящиеся за окном пейзажи. «Вот здесь раньше была свалка, а теперь парк», — удивляется женщина. «Это же Измайловский Кремль!» — восклицает мужчина.

Очевидно, что для многих сегодня открытие МЦК — повод комфортно «прогуляться» по столице. «Слов нет, мне так нравится. Я села на «Шоссе Энтузиастов», решила сделать круг. У меня как подруга с дачи приедет, мы с ней обязательно поедем по кольцу», — смеется пенсионерка Татьяна Пацуло.

До станции МЦК она доехала на трамвае из Новогиреева. «На платформу можно на лифте подняться, все работает», — добавляет она.

Напомним, что до конца года откроются станции «Дубровка», «Коптево», «Соколиная гора», «Зорге», «Панфиловская». Таким образом, к началу 2017 года заработают все станции — 31, станут доступны 14 пересадок на линии метро и шесть — на пригородные электрички. А в 2018 году откроются все 17 пересадок на метро и 10 на пригородные поезда.

Всего с запуском МЦК москвичи и гости столицы могут совершить более 350 пересадок, а время в пути при передвижениях по столице сократится в три раза.

© Информационное агентство ТАСС

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Полный круг по новому кольцу метро занимает 90 минут

Большой кольцевой линии московского метро выпала небывалая честь — она обросла солидным пластом городского фольклора задолго до того, как была официально открыта: все каламбуры и цитаты со словом «кольцо», кажется, уже использованы. Однако за шутками скрывается настоящая гордость: реализован один из крупнейших градостроительных проектов, самая длинная кольцевая линия в мире: 70 километров, 31 станция. Такой радости от трудовых достижений и побед не было, пожалуй, уже очень давно. И с практической точки зрения БКЛ — это очень хорошо. После ее открытия сотни тысяч москвичей получили метро в шаговой доступности, а передвигаться по городу стало еще проще. Корреспондент «МК» сделала круг по новому кольцу и своими глазами убедилась: москвичи наслаждаются весенним обновлением метро!

Большое кольцевое путешествие

Распространенная московская шутка-совет — мол, в трудной жизненной ситуации садись на Кольцевую линию и катайся по кругу, пока не надоест, — теперь заиграла новыми красками. Полный круг по БКЛ занимает 90 минут: этого времени хватит на очень вдумчивую беседу с самим собой или решение любого экзистенциального вопроса. Можно также успеть прочитать небольшую книжку или посмотреть пару серий любимого сериала.

Линия была торжественно открыта президентом России Владимиром Путиным и мэром Москвы Сергеем Собяниным 1 марта 2023 года, а уже через пять дней мэр столицы отмечал, что на БКЛ совершено больше 4 млн поездок. По словам Собянина, самыми популярными станциями нового участка БКЛ за первые пять дней стали «Текстильщики», «Сокольники», «Каширская». На этих станциях более 70% пассажиров пересели на кольцо с других линий.

Собянин подчеркнул: БКЛ для москвичей — это новые удобные маршруты и рекордные 47 пересадок на другие линии и направления. «Теперь горожане экономят до 45 минут в день, в том числе потому, что многим больше не нужно ездить через центр города», — подчеркивает мэр. Как это работает на практике?

Технологичность, современность и пунктуальность — основные принципы работы метро Москвы сегодня. Поезд не опаздывает ни на секунду: как только на огромных часах-табло заканчивается обратный отсчет, на станцию «Каховская» приезжает новый состав. В вагоне не так уж много народу, но и сказать, что, мол, новая линия никому не нужна, нельзя. «Каховская», возможно, утратила некоторые преимущества конечной станции, какой была в течение прошлого года (кто б спорил, приятно садиться в пустой вагон!), но взамен приобрела нечто несопоставимо большее — важнейшее значение в транспортной инфраструктуре города.

Катимся против часовой стрелки. «Варшавская», которую мы не видели более двух лет (была закрыта на ремонт), одновременно и изменилась, и нет. Архитектура та же самая, но, пожалуй, прибавилось лоска и статуса, буквы стали крупнее и ярче. Немудрено: еще недавно эта станция была интересна лишь немногим москвичам — тем, кто живет в окрестностях, на Чонгарском бульваре и одноименном Варшавском шоссе; а теперь превратилась в часть кольца. Так и ее соседка, станция «Каширская», тоже здорово преобразилась, посветлела и похорошела, хоть и осталась той же станцией-сороконожкой, построенной в 1960-х.

Дальше в маршруте станции новые, которых раньше не существовало вовсе. Важность «Кленового бульвара» или «Нагатинского затона» трудно переоценить — благодаря их появлению вожделенное метро в шаговой доступности обрели те горожане, кто давно уж смирился с необходимостью добираться до подземки на автобусах или трамваях.

— Никак не привыкну, что от метро домой теперь пешком можно дойти! — говорит мужчина средних лет своей спутнице. Они собираются выходить на «Кленовом бульваре».

— А уж сколько я на такси по вечерам сэкономлю!

Пара смеется и покидает вагон, ну а поезд мчит пассажиров дальше. Новые станции заставляют обратить внимание на оформление — не зря над ним работали лучшие мастера современности. Так, на «Нагатинском затоне» пассажиров встречают огромные и очень натуралистичные мозаичные рыбы. Хочется вспомнить недавний интернет-мем: «Вы рыбов продаете?» — «Нет, только показываем». Отсылка понятна — здесь совсем рядом Москва-река и Южный порт. Такие отсылки повсюду: например, на станции «Зюзино» потолок оформлен в виде пчелиных сот, которые должны ассоциироваться с пятиэтажными районами (кому-то они напоминают ульи!); а в оформлении станции «Сокольники» здорово обыграли тот факт, что когда-то эта станция (разумеется, на красной линии) была первой в московском метрополитене. Там царят авангард и духоподъемная атмосфера, отсылающие нас к середине 1930-х, и стены станции украшены плакатами с изображением первых метростроевцев. В дизайне новых станций БКЛ отражается и история, и самая суть Москвы — как будто кольцо, опоясавшее город, взяло отовсюду все самое важное.

Яркими жизнеутверждающими желтыми и оранжевыми стенами встречает «Нижегородская». Несмотря на то что здесь огромный транспортный хаб с пересадкой на МЦК, пассажиров в вагон заходит не так уж много. Хотя ранее заместитель мэра города по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев отмечал, что кроссплатформенная станция «Нижегородская» Большой кольцевой и Некрасовской линий метро является частью крупнейшего транспортно-пересадочного узла (ТПУ) в Европе, создание которого с пуском новой кольцевой линии полностью закончено. К этому ТПУ привязаны одноименные станции Московского центрального кольца (МЦК), четвертого Московского центрального диаметра (МЦД-4), который идет в том числе по Горьковскому направлению железной дороги, и остановки наземного транспорта. Пассажиры быстро занимают места, занимаются своими делами.

— Нам еще долго? — ноет мальчишка лет пяти, одетый в яркую зеленую курточку и шапку в тон.

— Еще минут 15. Но так ведь быстрее ехать к бабушке, чем с пересадками, правда? — молодая мама разговаривает с сыном как со взрослым. — Держи, посмотри пока мультфильм.

Ребенку протягивают смартфон. К хорошему быстро привыкаешь; вот и москвичи уже не представляют себе жизни без быстрого, качественного Интернета под землей. В сиденьях — удобные USB-разъемы. Когда-то и они казались излишеством, но за пару лет, наверное, каждый из нас хоть раз оказывался в ситуации, когда телефон или планшет срочно нужно было подзарядить, и метро выручало. Особенно довольны самые маленькие пассажиры: еще бы, можно смотреть мультфильмы или играть на планшете, и дорога пролетит незаметно! Невольно вспоминаешь собственное детство — главным развлечением в подземке было пересчитывать огоньки в тоннеле… Если бы еще родители вспомнили правила современного этикета и догадались использовать наушники, а не включать музыку из мультиков на весь вагон… было бы совсем хорошо! Но, впрочем, у москвичей все впереди — научились же мы снимать рюкзаки, заходя в вагон? Значит, и пользоваться наушниками для прослушивания музыки и аудиосообщений обязательно научимся. Тем более что современный и аккуратный вид вагонов на БКЛ сам собой намекает: в таком антураже нужно вести себя культурно! Еще одно развлечение для детей — наблюдение за трогательным слоненком на интерактивном табло, расположенном над дверью: каждый раз, когда двери закрываются, ему чуть не прищемляет хобот, но он вовремя отпрыгивает. Намного более наглядно, чем скупая надпись «Не прислоняться!».

О долгих и неудобных пересадках вспоминают не только пятилетние — с появлением БКЛ дорога стала удобнее и проще для всех. В иных случаях выигрываешь не время, а комфорт. Вот, допустим, от «Каховской» до «Сокольников» по БКЛ 42 минуты. Это даже немного дольше, чем ехать через центр, по серой и красной линиям с пересадкой на «Боровицкой», — там получается 39 минут. Но куда приятнее ехать в современном вагоне без пересадок и спокойно читать книжку или смотреть кино, чем передвигаться короткими итерациями и толкаться в длинных старых переходах.

Привыкшим к старой Кольцевой линии москвичам предстоит приноровиться к достаточно долгим перегонам — в среднем по 3 минуты — между станциями БКЛ. Все становится понятно, как только вспоминаешь о расстояниях: если, допустим, от «Октябрьской» до «Парка культуры» можно добежать быстрым шагом за 7–10 минут пешком, то вот от «Калужской» до «Проспекта Вернадского» (соответствующие станции красной и оранжевой линий на БКЛ) пришлось бы ехать на автобусе или машине не менее 10–15 минут. БКЛ позволяет проделать этот маршрут быстрее и без пробок. Не зря эксперты полагают, что самым востребованным маршрутом на БКЛ будет четверть круга — например, от «Сокольников» до «Печатников» или от «Хорошевской» до «Мичуринского проспекта». О переездах через 1–2 станции и говорить нечего — БКЛ решает ту самую старую московскую проблему, когда всё вроде бы рядом — например, от «Сокольников» до «Марьиной Рощи» можно доехать за 10 минут на машине, — но общественным транспортом добираться долго и неудобно. Теперь это в прошлом.

Или, допустим, «Деловой центр». Еще недавно «Москва-Сити», которому суждено стать сердцем современного мегаполиса, считали очень неудобно расположенным — мол, до станции «Международная» можно добраться только челночными поездами на голубой линии метро. Теперь деловой центр города обслуживают сразу три линии: голубая, желтая и БКЛ, — именно то, что нужно современному городу!

Поезд катится в сторону западных районов Москвы. Станции «Терехово», «Мневники», «Аминьевская» и «Давыдково» действительно оказались манной небесной для жителей тех районов ЗАО и СЗАО, о которых всегда принято было говорить обтекаемо: мол, хорошие районы, престижные, чистые, вот только с метро проблемы…

Проблем больше нет. С каждым днем проблем в Москве становится все меньше. И это наша общая радость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *