Николо радовицкий монастырь где находится на карте
Перейти к содержимому

Николо радовицкий монастырь где находится на карте

  • автор:

Николо-Радовицкий мужской монастырь

Поехать в Николо-Радовицкий монастырь, который находится в 150 километрах от Москвы, стоит по нескольким причинам. Паломники просят о своих желаниях у чудотворный резной иконы святителя Николая. Простым туристам интересно своими глазами увидеть, как всего за 12 лет из руин, где гуляли коровы, восстановили обитель. Это при том, что постоянно здесь живет всего пять человек, включая игумена, плюс восемь трудников. Монастырь по кирпичику возводят почти с нуля, веря, что общими силами возможно все.

Неизвестно, появился ли когда-нибудь Николо-Радовицкий мужской монастырь, если бы не тоска иеромонаха Пахомия. В конце жизни он захотел уединения и отправился искать тихое место. Нашел быстро: озеро и островок недалеко от Сенежа, где основал Акакиеву пустынь. А местность назвал Радовицы, в честь своего родного города в греческом регионе Фессалии.

Адрес: Егорьевский р-н, с. Радовицы, ул. Щукина, 1а

Координаты: 55.099093, 39.545438

Режим работы: ежедневно, 8:00–20:00

Официальный сайт: радовицы.рф

Видеоэкскурсия по Николо-Радовицкому мужскому монастырю

Видео: Михаил ФРОЛОВ
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Более ста лет эта уединенная обитель была местом для своих. А во второй половине 16 века настоятелю игумену Ионе Рогоже на озере явился святитель и чудотворец Николай, идущий по водам от берега к острову. Игумен так впечатлился, что вырезал полутораметровый образ святителя Николая из цельного куска яблоневого дерева. На иконе святой изображен в полный рост, в правой руке держит меч, а в левой — храм как символ города.

О том, что образ этот — чудотворный, быстро узнали в округе. Сюда потянулись паломники, которых маленький скит просто не вмещал. Пришлось переезжать с островка на большую землю.

Настоятель попросил у Ивана Грозного еще земель, которые и получил в 1584 году. Этот год считается датой основания обители. С тех пор она приобрела название, дошедшее до наших времен, — Николо-Радовицкий монастырь.

Оглядываясь назад, понимаешь, какая горькая у монастыря история: убийство игумена в 1619 году, разграбление храмов местными в 1639 году, пожар в 1678 году, изъятие главной святыни, внутренние интриги, восстановление и снова пожары. При советской власти в монастыре сначала был госпиталь, потом сельская школа, а затем и вовсе коровник. После войны Никольский храм взорвали, а к концу 20 века монастырь окончательно разорили: местные жители разбирали постройки по кирпичу.

В 2001 году настоятелем храма был назначен иеромонах Августин (Французов). Он поселился в вагончике неподалеку и все деньги, какие давали прихожане, вкладывал в восстановление. Спустя год около настоятеля стали собираться единомышленники. Местные жители и дачники, несмотря на усилия настоятеля привести монастырь в порядок, продолжали разворовывать кирпич. Однако упорный отец Августин не прекращал реставрационные работы.

В 2006 году на заседании Священного Синода под председательством приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приход храма Рождества Богородицы в селе Радовицы преобразовали в Николо-Радовицкий мужской монастырь. Через несколько месяцев здесь совершили первую Божественную Литургию. С тех пор службы идут ежедневно. В 2009 году в монастырь вернулся чудотворный образ святителя Николая.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Есть легенда, что на рассвете на Святом озере появляется белая дорожка. Последний настоятель монастыря игумен Мелетий перед смертью рассказал своему прихожанину, что слышал от прежних монахов предание, будто полоса эта — след святителя Николая, шедшего по воде.
  • Радовицкий монастырь упоминается в автобиографии Сергея Есенина. Поэт рассказывает о том, что вместе с бабушкой часто ходил сюда на службы.
  • В 1917 году, узнав, что Радовицкую обитель ожидает участь быть разграбленной большевиками, монахи решили прорыть подземный ход до подмосковного города Егорьевска, чтобы спасти иконы и рукописи. Будто была договоренность, что в городе их встретят другие монахи. Но назначенный срок подошел, а в Егорьевске так никого и не дождались. Тогда выход засыпали.

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Одно из почти полностью восстановленных строений разрушенного монастыря. Очередей внутрь нет, вход не закрывается допоздна.

Надвратная церковь апостолов Петра и Павла с колокольней

Есть легенда, что с колокольни в советское время не раз пытались снять золоченый крест, но все никак не получалось. Решили стащить его с помощью трактора. Привязали трос к шпилю. Тракторист дернул — трос оборвался и по траектории падения влетел в кабину трактора. Мужчина умер на месте. Крест какое-то время стоял согнутый, а потом… сам выпрямился.

Святое озеро

С него начался монастырь, и пройтись вдоль берега, где, по легенде, до сих пор является святитель Николай, дорогого стоит. Да и в целом место очень живописное, радость для глаз.

Какие святыни хранятся

Чудотворный образ Святителя Николая. Он явился в видении монаху-отшельнику Ионе, который он потом запечатлел в полутораметровой деревянной основе. Образ чудотворный, паломники просят его об исцелении.

Монастырь в культуре и искусстве

В поэме Сергея Есенина “Анна Снегина” упоминается село Радово:

Село, значит, наше — Радово,

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места...

По сюжету, после революции молодой поэт возвращается в родное село Радово и встречает девушку, в которую был влюблен в юности. Биографы и исследователи творчества Есенина считают, что прообразом главного героя стал сам Сергей Александрович. И приезжал он не в Радово, а в родное Константиново в 1917-1918 годах. Но в Радовицах (Радово) и Радовицком монастыре Есенин действительно нередко бывал ребенком. Вместе с бабушкой он приходил сюда на службы. В своей автобиографии, написанной в 1924 году, поэт вспоминает: “Помню, лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в сорока”.

Николо-Радовицкий монастырь (Nikolo-Radovickij Monastery)

Ваша оценка успешно добавлена и будет опубликована на проекте в течении 10 мин.

Вернуться к своим делам
Добавить отметку

Ваша отметка успешно добавлена

Вернуться к своим делам

У нас есть всё, из чего состоит путешествие: яркие фото изо всех уголков мира, рассказы о поездках, ответы на любые вопросы. Храните привезённые вами впечатления и воспоминания в виде фотографий и отчётов, участвуйте в конкурсах на звание фотографа недели, узнавайте новое о городах и странах, планируйте отпуск и, наконец, заводите новых друзей вместе с РуТравеллер.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С РУТРАВЕЛЛЕР
НАШИ ГРУППЫ В СОЦСЕТЯХ
© RUTRAVELLER 2003-2022 правила пользования

Все права защищены. Перепечатка, включение информации, содержащейся в рекламных и иных материалах сайта, во всевозможные базы данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение таких материалов в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения редакции сайта. Предоставляемый сервис является информационным. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность и качество информации, предоставляемой посетителями сайта, в том числе турфирмами и отельерами.

Николо-Радовицкий монастырь

Николо-Радовицкий монастырь

Николо-Радовицкий монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви в Мещёре, в селе Радовицы Егорьевского района Московской области.

Основание монастыря

История Николо-Радовицкого монастыря восходит к первой половине XV века. Предшественником Николо-Радовицкого монастыря считается Акакиева пустынь, основанная иноком Пахомием, греком по происхождению, сподвижником митрополита Фотия, — на острове Святого озера. Местность вокруг озера инок наименовал «Радовицами» в честь своей родины в Фессалии. Постепенно вокруг отшельника начинают собираться люди, ищущие такого же уединения. Новая история монастыря начинается с момента обретения чудотворного образа святителя Николая монахом обители Ионою, по прозванию Рогожа, в середине XVI века. От образа сразу же начали происходить многочисленные чудеса. Весть об этом быстро распространилась по окрестностям и начала привлекать в обитель множество паломников и поклонников и любителей иноческой жизни. Маленький островок уже не мог вмещать столько богомольцев и необходимо было воздвигать новую обитель на «суше». В 1584 году монастырю была пожалована окрестная земля согласно дарственной грамоты царя Ивана Грозного, данной игумену Ионе Рогоже. Этот год и следует считать датой основания Николо-Радовицкого монастыря.

Святыня

Главная святыня монастыря — резной образ святителя Николая чудотворца. По своему внешнему виду образ этот сходен с Можайским образом угодника Христова, то есть святитель изображается с мечом и храмом. Единственным отличием является наличие у Радовицкого образа святителя Николая митры. Вырезан он из цельного яблоневого дерева и имеет в вышину 2 аршина 3 вершка (1,5 метра). На нём серебряная, позлащенная риза, представляющая собой святительское облачение (крестчатое золотыми крестиками) — фелонь, палицу, омофор. Митра святителя и нимб с сиянием — серебряные позолоченные, обнизанные жемчугами, алмазами, стеклами восточного хрусталя и стразами. С правой стороны меч обложен серебром, позолоченным с алмазами и стразами. В левой руке изображение церкви из дерева местами позолоченное. Замечательна историческая судьба этого образа. В точности неизвестно, когда он явился. Из различных письменных памятников обители видно, что при игумене Ионе Рогоже образ уже был в монастыре и почитался явленным. Иона Рогожа жил около последней четверти XVI века, следовательно, не позднее середины того же века явился и образ. С этого времени в течение полутораста или более лет он находился в великой славе, источая множество исцелений, которых уже в начале XVIII века было засвидетельствовано более 250. Но в 1722 году монастырь обвинили в том, что он слишком усердно распространяет вести об исцелениях у образа святителя, и по указу императора Петра I икона была взята из монастыря и поставлена с прочими резными образами при Святейшем Синоде, и находилась там пять лет. Иноки Радовицкой обители не раз обращались к государю с просьбой вернуть образ, приводя в подтверждение многочисленные чудеса, происходившие у иконы, но Пётр I, скептически относившийся ко всяким чудесам и считавший их небылицами и суевериями, каждый раз отказывал в прошении. Богомолье в монастыре, лишенном главной святыни, прекратилось, обитель оскудела так, что архимандрит Гедеон ввел пошлину за дозволение вступать в брак, с каждого жениха и невесты 8 алтын и 2 деньги, что вскоре было пресечечено высшим начальством. При Екатерине II, при изъятии земель у церквей и монастырей, экономическое положение монастыря резко ухудшилось, но, несмотря на это обустройство, продолжалось — все деревянные монастырские постройки были заменены на каменные. С 1750 по 1780 г. была построена колокольня со святыми вратами и надвратной Петропавловской церковью во втором ярусе. В колокольне был придел во имя преподобного Михаила Малеина, обгоревший в 1728 г. и разобранный в 1783 г. Игумен Манассия(1755 −1759 гг.) возобновлял монастырские здания после пожара, но при этом повысил сборы с монастырских вотчин, чем вызвал бурный протест крестьян. Когда он отправился убеждать недовольных, то услышал укоризны и брань и «вытерпел обиду от них делом». При архимандрите Антонии на острове возобновлена деревянная церковь святителя Николая, в 1761 г. было получено благословение вместо часовни, издревле стоявшей на острове, возвести храм. В 1790 г. построен настоятельский корпус, в котором в XIX веке находился приют для детей-сирот духовного звания. В 1816 г. началось строительство каменного собора святителя Николая с приделами в честь прп. Сергия Радонежского и Свт. Алексия, митрополита Московского. Храм устроен по плану архитектора И.Русско — в итальянском стиле, с высоким круглым куполом и одною главою, длиной 40 аршин, шириной 45 с половиной аршин и освящен 22 октября 1839 г. Храм начался строится при архимандрите Авраамии, который похоронен под сенью храма и закончено строительство его преемником архимандритом Паисии. На построение храма израсходовано 175 тыс. рублей, в том числе на устройство иконостаса уплачено 96 600 руб. (иконостас сильно пострадал при пожаре в 1890 г.). В 1868 г. на месте каменного собора XYII века построен новый каменный собор Рождества Божией Матери с приделом Иоанна Предтечи, который стал украшением обители — освящен 26 августа 1870 г. После смерти императора его прежняя супруга Евдокия Федоровна Лопухина, в иночестве Елена, вернувшаяся из ссылки в Москву, выпросила икону себе в Московский Новодевичий монастырь. Узнав историю чудотворного образа, Евдокия Федоровна вернула его в Радовицкую обитель. В 1728 году икона на руках с зажжёнными свечами и пением псалмов была перенесена из Москвы в монастырь, где и прибывала до смутных времен XX века. Когда монастырь начали осквернять образ был передан благочестивыми христианами в Пятницкую церковь села Туголес Шатурского района, где и прибывал до настоящего времени. Сейчас чудотворный образ находится в соборе Рождества Богородицы Николо-Радовицкого монастыря. Подлинные серебряная риза и митра, а также оклад меча с камнями были утрачены.

Жертвователи монастыря и его подворья

На поклонение к святому образу приходило всё больше и больше людей. Каждый житель Егорьевского края считал необходимым посетить монастырь, побывать на Святом озере, помолиться в церкви святителя Николая, приложиться к его чудотворному образу. В монастырь приходили убогие и больные, крестьяне и видные государственные деятели, высокие чиновники и купцы, царская семья и воеводы, князья и мастеровые. Они же были и жертвователями на строительство и украшение монастыря. Самыми известными вкладчиками материальных средств в монастырь в разные годы быль: мать Петра I, княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, царь Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князь Владимир Волконский, княгиня Долгорукова, князь Андрей Черкасский, боярин Федор Бутурлин, боярин Пётр Шереметьев. В монастырской ризнице находилось много замечательных вещей и священных предметов: напрестольные Евангелия, из которых самое древнее относилось к 1652 г., древние сосуды, чаши, серебряные кресты, древние иконы. Монастырская библиотека насчитывала более 260 книг. Среди других святынь монастыря была икона святителя Николая с частицей его мощей, которые были получены в Риме, о чём свидетельствовала грамота Римского кардинала на латинском языке. Ещё один образ святителя, именуемый «малым», был особо почитаем среди старообрядцев, потому что святитель благословлял на нём двумя перстами, был покрыт золотой чеканкой и жемчугом, со следующей надписью: « Лета 7177 поставили сей образ великого чудотворца Николая с чудесами в Радовицком монастыре прикащики души Иоанна Андреевича Ржевского». Также в обители хранились: 1 -серебряно-вызолоченный напрестольный крест с надписью «Лета 206 декемврия в 17 день сей благословенный крест по обещанию своему приложил боярин Алексей Семенович Шеин в обитель Николая чудотворца Радонежского». 2 — напрестольное Евангелие, изданное в 1655 г., с надписью по листам, из которой видно, что оно приложено в 189(1681) г. 7 февраля царевной Татьяной Михайловной. 3 — Возду́хи, шитые серебром и золотом, с надписью: «Дал сей покров боярин стольник Илья Данилович Милославский по родителех своих в церковь к Николе Радовицкому лета 1766 г. 4 — Серебряная водосвятная чаша, на краях которой написано: «Лета 190(1882) г. по обещанию сию чашу приложил в вклад в дом Николе Радовицкому чудотворцу стольник князь Андрей Мещерский». 5 — Наперсный крест золотой. С мощами, обнизанный жемчугом и яхонтами, пожертвован в обитель князем Черкасским. 6 — Серебряное паникадило, устроенное в 1633 года при игумене Нифонте. Судьба чудотворных образов и других святынь неизвестна. К середине XVII века у монастыря были значительные земельные владения, переданные на помин души землевладельцами. На этих землях, кроме иноков обители, трудились и жители близлежащих сел, имея возможность обеспечивать продуктами не только монастырь, но и кормить свои семьи. В 1792 году Егорьевскими городскими властями монастырю была подарена водяная мельница на реке Гуслице близ Егорьевска. Николо-Радовицкий монастырь не оставил без внимания и осиротевших детей. В старом игуменском корпусе был устроен приют для детей-сирот духовного звания. В разные времена монастырь имел на содержании ещё два монастыря, в Егорьевском уезде им были выстроены два приходских храма. В селе Радовицы монастырю принадлежали пять гостиниц, из которых одна двух- и одна трёхэтажные, скотный двор, торговая лавка, чайная. До сегодняшнего дня сохранилось только здание бывшей чайной, в нём проживают люди.

Монастырь в советское время

В XX веке монастырь постигла участь многих монастырей и храмов на святой Руси. В 1919 году обитель была закрыта, в 1923 году монахов разогнали, и лишь последний настоятель игумен Мелетий не бросил вверенной ему святыни. Умер он в середине 1950-х годов и покоится на сельском кладбище. В XVIII веке численность братии монастыря доходила до 140 человек, в 1897 года в монастыре находилось 48 монахов. В новом игуменском корпусе расположилась школа, в храме святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны расположился пункт по приему от населения молочной продукции, братский корпус был передан под хлебопекарню и прядильный цех, в монастырской гостинице расположился акушерский пункт. В конце 30-х года взорван собор святителя Николая, после войны разобраны южная и западная стены монастыря на нужды образовавшегося здесь предприятия по добыче торфа. Лишь храм Рождества Богородицы, в который была снесена вся не изъятая утварь, до конца 60-х годов сиял прежним великолепием. Перед закрытием в монастыре было 16 монахов и 2 послушника. После того, как в 1960-х годах все службы из монастыря были переведены в новообразовавшийся рабочий посёлок, монастырские здания стали целенаправленно осквернять и разрушать. И таким образом к концу XX века монастырь превратился в груду развалин. Местами сохранились стены братского и настоятельского корпусов, угловые башни, остов колокольни, в храме Рождества Богородицы вместо сводов сияет голубое небо, а стены покрыты трещинами.

Восстановление

  1. Восстановление, хотя бы частичное, настоятельского корпуса с кельями, где могли бы жить монашествующие, которые сегодня проживают в строительных вагончиках, и трудники монастыря.
  2. Необходимо, чтобы на территории монастыря появился храм, где бы совершались богослужения уже в стенах обители, и куда бы мог быть перенесен древний чудотворный Радовицкий образ свт. Николая. Наиболее приемлемым помещением является колокольня с надвратной церковью свв. апостолов Петра и Павла, но на восстановление только внешнего облика колокольни требуется 15 млн руб.
  3. Монастырь получил разрешение на подключение электрической мощности 50 кВт, так как сегодня с трудом можно получить и 5 кВт, а напряжение в розетках опускается до 110 В. Для подключения полученной мощности приходится тянуть новую линию и устанавливать трансформатор на территории монастыря. На эти цели требуется 1 млн руб.
  4. Перед монастырём находится незаасфальтированный участок, длиной 100 м, весной и осенью это затрудняет подъезд к монастырю. Чтобы заасфальтировать этот участок требуется 700 тыс. руб.

По Федеральному закону «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» Николо-Радовицкому монастырю присвоен статус памятника федерального значения (Ф-176).

Это только малая часть необходимых средств, но братия монастыря верит, что свт. Николай не оставит своей обители, и найдутся добрые люди, готовые пожертвовать часть своих средств на восстановление храмов ради спасения души.

Радовицы. Николо-Радовицкий монастырь.

Радовицы. Николо-Радовицкий монастырь

Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Год основания: 1584.
Ссылки:
Адрес: Московская обл., Егорьевский р-н, с.Радовицы,ул. Щукина, д. 1-а
Координаты: 55.098658, 39.545055
Проезд: Электричка с Казанского вокзала до г. Егорьевска, далее автобусом №25 или 26 по маршруту Егорьевск-Радовицы.

План Николо-Радовицкого монастыря

Храмы монастыря:

Другие постройки и сооружения:

5. Новый настоятельский корпус (1805-1810 гг.)
6. Келейный корпус (1780-е гг.)
7. Кладовый корпус (2-я пол. XVIII в.)
8. Старый настоятельский корпус (1785 г.)
9. Северо-западная башня (XVII-XIX вв.)
10. Юго-западная башня (XVII-XIX вв.)
11. Ограда монстыря
12. Ворота ограды
13. Туалет
14. Постройки бывшего конного двора (2-я пол. XVIII в.)

Утраченные сооружения монастыря:

Церковь Николая Чудотворца (находилась на оз. Святое, к северо-западу от монастыря)
Собор Николая Чудотворца (находился в юго-восточной части монастыря)

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Юрий Буров
11 июня 2017

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Евгений Шелковников
30 июля 2016

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Евгений Шелковников
30 июля 2016

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Евгений Шелковников
30 июля 2016

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 марта 2015

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
9 марта 2015

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
9 марта 2015

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
9 марта 2015

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
9 марта 2015

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Анастасин Александр Валентинович
5 ноября 2010

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Юго-западная башня, колокольня и собор
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
16 апреля 2022

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Западный фасад келейного корпуса
Василий Балашов
15 июля 2016

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Hramsohran
7 июля 2012

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Hramsohran
7 июля 2012

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Анастасин Александр Валентинович
5 ноября 2010

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Новый настоятельский корпус и Святые ворота.
Александр Хмелевский
22 октября 2005

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Андрей Агафонов
1 декабря 1988

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Лена Шевченко
14 апреля 2007

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 апреля 2022

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
территория монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 апреля 2022

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
территория монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 апреля 2022

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Кладовые корпуса
Василий Балашов
15 июля 2016

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 марта 2015

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 марта 2015

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 марта 2015

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 марта 2015

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Hramsohran
30 июня 2014

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Hramsohran
30 июня 2014

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Hramsohran
7 июля 2012

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Анастасин Александр Валентинович
5 ноября 2010

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Черемисина Анастасия
23 июля 2008

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Старый настоятельский корпус, интерьер.
Александр Хмелевский
22 октября 2005

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Конный двор.
Александр Хмелевский
22 октября 2005

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Северо-восточная башня
Александр Хмелевский
22 октября 2005

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Братский корпус
Александр Хмелевский
22 октября 2005

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Новый настоятельский корпус
Александр Хмелевский
22 октября 2005

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Александр Хмелевский
22 октября 2005

Николо-Радовицкий монастырь, Рис. из журнала

, Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область’>
Рис. из журнала «Всемирная Иллюстрация».
Андрей Агафонов
1 января 1874

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Алексей Кротов
22 марта 2018

Николо-Радовицкий монастырь, , Радовицы, Егорьевский городской округ, Московская область

Алексей Кротов
22 марта 2018

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Анонимный участник 22 января 2007

26 декабря 2006 года на заседании Священного Синода было, в частности, принято решение благословить преобразование прихода храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района Московской области в Николо-Радовицкий мужской монастырь села Радовицы Егорьевского района Московской области.

Александр Богданов

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Александр Богданов 19 марта 2007

Радовицкий Николаевский монастырь, 3 класса, в Егорьевском уезде, близ села Радовицы, при Святом озере. По преданию, монастырь именовался раньше Акакиевой пустынью и был основан в половине XV века старцем Пахомием на острове Святого озера. Здесь чудесно явилась икона святого Николая чудотворца, и после этого монастырь был перенесен на настоящее место. Соборный храм во имя святителя Николая построен в 1816 —1839 годах, в итальянском стиле. Здесь находится явленный чудотворный образ святого Николая Чудотворца. Замечательны также по древности: образ святителя Николая с частью его мощей и другой образ его же с двуперстным благословением, весьма уважаемый старообрядцами. При монастыре приют для мальчиков — сирот духовенства.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Анонимный участник 20 марта 2007

По преданию, первым насельником монастыря был старец Пахомий, который в XV веке нашёл в безлюдных мещерских болотах озеро с высоким островом. Красота и безмолвие места настолько потрясли греческого монаха, что он основал здесь пустынь и назвал её Акакиевой, в честь своего духовного наставника. Предание также гласит, что здесь же, во второй половине XVI века монаху Ионе, был явлен образ Св. Николая Чудотворца в полный рост, вырезанный из целого куска яблоневого дерева. По видимому, тогда же на острове посреди озера, названного Святым, была воздвигнута деревянная церковь Св. Николая (не сохранилась). Только за XVI век у чудотворного образа было засвидетельствовано 250 благодатных знамений. Весть о чудесах пошла по всей Руси и учреждённый Петром I Синод даже изъял икону и доставил её в Москву «из опасения суеверия в народе». После смерти императора икона была возвращена монастырю и несена всю дорогу на руках в сопровождении народа и духовенства с зажжёнными свечами.

В XVIII веке монастырь значительно вырос и из-за недостатка места на острове был перенесён на близлежащий берег, где были устроены каменные братские и настоятельские кельи, храмовые и хозяйственные постройки.

После большевистского переворота монастырь был закрыт. До нашего времени сохранилась часть монастырских двухэтажных келий, полуразрушенный храм Рождества Пресв. Богородицы и действующий колодец в центре монастырской территории. Желающие также могут пройти на пустынный высокий остров посреди Святого озера (сейчас он фактически является полуостровом) и побывать на том месте, где находился скит Пахомия, а впоследствии — храм с чудотворной иконой Св. Николая.

Наина 16 января 2015

Николо-Радовицкий монастырь, в Егорьевском уезде. Описываемый необщежительный монастырь находится в 15 верстах от Рязани, близ села Радовицы. Местность, занимаемая монастырем, непривлекательна: она болотиста и бедна растительностью. Трудно определить точно, когда был основан этот монастырь. Предполагают, что он именовался раньше Акакиевой пустынью, основателем которой был старец Пахомий, пришедший в Россию из Греции в половине XV века. Акакиева пустынь находилась на острове, расположенном среди Святого озера; когда в ней явилась икона св.Николая Чудотворца, то пустынь была перенесена на теперешнее место, причем ее наименовали Николо-Радовицкою. Дальнейшая история монастыря не представляет интереса; можно только упомянуть о том, что в настоящее время монастырь вполне благоустроен.

Пять монастырских храмов придают обители привлекательный вид, несмотря на убогую природу окрестностей. Соборный храм построен во имя св. Николая Чудотворца, с двумя приделами; другой храм — в честь Рождества Богородицы — построен в XVII столетии, с одним приделом. Тогда же построен храм во имя свв. праотцев Иоакима и Анны. Четвертый храм во имя свв. апостолов Петра и Павла, и пятый — тоже во имя св. Николая Чудотворца. Он находится на острове, где первоначально была Акакиева пустынь.

Главная святыня монастыря — явленная икона св. Николая Чудотворца; относительно обстоятельств ее явления предание умалчивает. Образ этот вырезан из яблоневого дерева и украшен в настоящее время сребропозлащенной ризою. Замечательна также икона того же святителя Николая с частью его мощей, подлинность коих удостоверена кардиналом Патричи на латинском языке. В монастырской ризнице находится много замечательных вещей и священных предметов — сосудов древних, чаш, книг и т.д. В библиотеке имеется между прочим книга, где записаны чудеса от иконы св. Николая, находящейся в обители. При монастыре имеется приют для детей-сирот духовного звания, пять гостиниц для паломников и разные мастерские. Управляет обителью епархиальный архиерей, а от его имени — наместник-архимандрит.

«Православные русские обители», книгоиздательство П.П.Сойкина, 1910 г. — репринтное издание 1994 г., издательство «Воскресение», Санкт-Петербург.

Алексей Кротов

Алексей Кротов 5 февраля 2017

История монашества в этом уголке болотистой Мещёры началась в ХV веке. Маленький монастырь Акакиеву пустынь, ютившуюся на небольшом острове на озере, основал выходец из Греции инок Пахомий. По преданию, именно он назвал эту местность Радовицами — в честь своей малой родины, фессалийской деревни. Такова версия, изложенная в монастырских летописях. О иноке Пахомии известно крайне мало, история обители в ХV-ХVI веках скорее легендарна, чем достоверна. Задокументированная история начинается с 1584 года. Она связана с именем игумена Ионы Рогожи и важным событием — обретением резного образа святого Николая, как вскоре выяснилось, чудотворного. По иконографическому типу скульптура очень похожа на Николу Можайского — тоже с мечом в правой руке и стилизованным городом в левой. Единственное отличие — на голове у Николы Радовицкого — митра. Так вот, когда народ прознал про чудотворную святыню, на островок хлынул поток богомольцев. Маленький клочок суши стал тесен, и, когда в 1584 году Иван Грозный пожаловал пустыни угодья вокруг озера, братия переехала на большую землю. Эту дату и считают в Радовицах временем основания нынешней обители.

Жизнь монастыря неразрывно связана с образом Николая Чудотворца. Монахи очень почитали его, можно даже сказать, гордились своей святыней и тщательно фиксировали все происходившие от неё исцеления. К началу ХVIII века, то есть за сто с небольшим лет, их было задокументировано более двухсот пятидесяти! И вот, в 1722 году в «высших кругах» сочли, что монахи распространяют известия о чудесах слишком уж усердно. «Николу Радовицкого» изъяли в распоряжение Синода под неоднозначным предлогом: «Из опасения суеверия в народе на всякое проявление необычного события». Насельники обращались к Петру I с просьбой вернуть святыню, но получили отказ. Лищь после смерти первого русского императора резной образ вернулся на своё законное место. Позже, при Советах, «Никола Радовицкий» ещё раз покидал свою обитель.

Монастырь был закрыт в 1919 году. Монахи разбрелись кто куда, и один только игумен Мелетий — последний настоятель — остался жить в Радовицах, наблюдая печальную картину осквернения обители. Братский корпус заняла хлебопекарня, южную и западную стену разобрали на нужды трфопредприятия, Никольский собор взорвали. Об издевательствах над святым местом расказывали многие очевидцы. Например, однажды пытались тракором сдёрнуть крест с колокольни, да трос от напряжения лопнул, и огромный хлыст ударил по кабине, на месте убив тракториста. А погнутый крест потом выпрямился сам собой. Так вот, годы лихолетья резной образ Николая Чудотворца переждал вдали от Радовиц — в Пятницком храме села Туголес Шатурского района. От монастыря к тому времени немногое сохранилось — остаток колокольни, обезглавленный собор, да руина монастырского корпуса с полуразрушенной башней ограды. Таким монастырь встретил ХХI век.

В 2006 году был сделан первый шаг к возрождению — Священный Синод принял решение о возобновлении в Радовицах монашеской жизни. Началась реставрация. Архитектурному ансамблю присвоили статус памятника федерального значения. Работы предстоит ещё много, но поднятая из руин обитель снова радует глаз и дарит людям надежду.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №226, 2017 г.

Сергей Сол 20 июня 2018

Николо-Радовицкий монастырь документально известен с 1580 года. Каменное строительство началось в нём с середины 17 века сооружением собора Рождества Богородицы. Собор простоял до 1868 года, когда на его месте был построен новый, существующий ныне храм в русском стиле.

Монастырь цельно сложился в основном во второй половине 18 века. В этот промежуток времени все деревянные постройки были заменены каменными. В очень цельном художественном облике монастыря отразилась с известным запозданием, свойственным губерноскому зодчеству, постепенная смена стилевых направлений, начиная от московского барокко и кончая зрелым классицизмом. К 1825 году в монастыре был выстроен второй, Никольский собор по проекту архитектора Руски, монастырская территория расширена путём переноса на новое место ограды вдоль южной и восточной её границ. Эта часть утрачена в 1930-х годах.

Колокольня представляет ярусное кирпичное сооружение со Святыми воротами в основании и надвратной Петропавловской церковью во втором ярусе. Колокольня строилась с конца 1750-х до конца 1780-х годов. В обработке нижних ярусов преобладают мотивы московского барокко, в верхних — строгие классические формы, трактованные, однако, в барочных традициях.

Братский корпус — двухэтажное кирпичное здание, выстроенное в 1770-1780-х годах в стиле раннего классицизма. Большая протяжённость фасадов скрадывается обработкой их вертикальными филёнками. Во внутренней планировке применена коридорная система. Перекрытия цилиндрические и сомкнутые своды. С севера здание фланкировано северо-западной башней монастырской ограды, при постройке корпуса переделанной и приспособленной под жильё.

Старый настоятельский корпус — одноэтажное на сводчатом подклете кирпичное здание 1790 года, очень скромное. Строительные и отделочные приёмы восходят к традициям 17 — начала 18 века.

Новый настоятельский корпус сооружён в 1810 году в стиле зрелого классицизма. Здание кирпичное двухэтажное. Его главный фасад отмечен небольшим тосканским портиком из трёхчетвертных колонн с фронтоном. К южному торцу примыкает юго-западная башня монастырской ограды, органически включённая в состав знания.

Кирпичный в два этажа складской корпус с облицованным камнем ледником в подвале выстроен между 1782 и 1797 годами. Здание обладает симметричной секционной планировкой. Все помещения перекрыты сомкнутыми сводами, подвал — накатом. Две лестницы по сторонам здания вели на открытую галерею второго этажа, обращённую в сторону монастырского двора. Эта хозяйственная постройка, созданная в традициях допетровского зодчества, представляет значительный историко-зодческий интерес, поскольку позволяет судить о характере подобных сооружений 16-17 веков, почти повсеместно утраченных.

Конный двор выстроен из кирпича между 1782 и 1797 годами. Состоит из одноэтажных корпусов конюшен, кузницы, сеновала и каретного сарая, образующих замкнутое каре. Часть построек конного двора разобрана. Обработка филёнками внешней, северной стороны, стены подобна внешнему убранству Браткого корпуса, что способствует стилевому единству сооружений монастыря.

Ограда монастыря вдоль западной и северной границ его территории заменена в течение 18-19 веков жилыми и хозяйственными корпусами. На южном и восточном участках ограда, переделанная в первой половине 19 века, утрачена. Из четырёх угловых башен 18 века уцелели три в сильно перестроеном виде. Башни круглые в два яруса сложены из кирпича. Части первоначального внешнего убранства, близкие по мотивам зодчеству 17 века, сохранились на первом ярусе северо-восточной башни.

Источник: Подъяпольская Е.Н. «Памятники архитектуры Московской области». 1975

Елена Григорьева

Елена Григорьева 28 сентября 2020

История Николо-Радовицкого монастыря насчитывает более пяти веков. Он был основан в первой половине XV в. Предшественником Николо-Радовицкого монастыря считается Акакиева пустынь на острове Святого озера. Новая история монастыря начинается с момента обретения чудотворного образа святителя Николая монахом обители Ионою в середине XVI в. В 1584 г. монастырю была пожалована окрестная земля согласно дарственной грамоте царя Ивана Грозного. Этот год и следует считать датой основания Николо-Радовицкого монастыря.

В XVIII в. численность братии монастыря доходила до 140 человек, в 1897 г. в монастыре находилось 48 монахов.

В XX в. монастырь постигла участь многих монастырей и храмов — в 1919 г. обитель была закрыта, в 1923 г. монахов разогнали.

В новом игуменском корпусе расположилась школа, в храме святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны расположился пункт по приему от населения молочной продукции, братский корпус был передан под хлебопекарню и прядильный цех, в монастырской гостинице расположился акушерский пункт.

В конце 1930-х г.г. взорван собор святителя Николая, после войны разобраны южная и западная стены монастыря на нужды образовавшегося здесь предприятия по добыче торфа. Лишь храм Рождества Богородицы, в который была снесена вся не изъятая утварь, до конца 1960-х г.г. сиял прежним великолепием. Перед закрытием в монастыре было 16 монахов и два послушника.

После того как в 1960-х г.г. все службы из монастыря были переведены в новообразовавшийся рабочий поселок, монастырские здания стали целенаправленно осквернять и разрушать. И таким образом к концу XX в. монастырь превратился в груду развалин. Местами сохранились стены братского и настоятельского корпусов, угловые башни, остов колокольни, в храме Рождества Богородицы не было крыши, а стены были покрыты трещинами.

В 2006 г. было принято решение о возобновлении монашеской жизни в древнем Николо-Радовицком монастыре. В 2007 г. состоялись торжества по случаю открытия обители.

С весны 2007 г. в монастыре начались реставрационные работы. С момента открытия восстановлены и освящены все сохранившиеся храмы на территории монастыря, настоятельский корпус, ставший братским и административным, налажено электроснабжение, проложены инженерные сети – водоснабжения, теплоснабжения и канализации, засажен монастырский сад, возделывается огород, в монастыре имеется скотный двор и птичник.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Алексей Кротов

Алексей Кротов 18 марта 2024

Николо-Радовицкий монастырь в Егорьевском районе был основан в XV веке. Обитель стала известна благодаря явленной здесь святыне – скульптурному изображению святителя Николая Чудотворца, вырезанному из дерева и украшенному серебряными ризами. Уже в XVII столетии у чудотворного образа было отмечено более двухсот пятидесяти случаев исцелений больных. Поклониться древнему образу святителя Николая в Радовицах можно и в наше время. Монастырь был закрыт и разорен в советские годы, но святыня в это время хранилась в одной из церквей Шатурского района.

Появление Николо-Радовицкого монастыря связано с именем святителя Фотия. Святой родился в Греции, и с юности воспитывался в монашеской пустыни старца Акакия, которого, как писал церковный историк А. В. Горский, «весьма уважали благочестивые цари и патриархи». В 1410 году Константинопольский патриарх назначил Фотия митрополитом Киевским. В родном городе Фотия проживало немало славян, но сам митрополит русского языка не знал. Он взял вместе с собой двух спутников: болгарина Пахомия, с которым жил вместе в пустыне у старца Акакия, и грека Патрикия. В 1411 году вскоре после прибытия в Россию митрополит Фотий отправился с двумя своими помощниками во Владимир. Эта поездка едва не стоила жизни святителю. Враждующий с Владимиром Нижегородский князь Даниил Борисович подослал в город разбойничьи отряды татар и русских, которые сожгли посад и разграбили церкви. Шайка грабителей схватила и убила спутника митрополита Патрикия, требуя от него церковной казны и дорогих церковных сосудов из Успенского собора.

Узнав о гибели своего помощника, митрополит Фотий вместе с болгарином Пахомием укрылся в глухих лесах в Мещерской стороне – нынешнем Егорьевском крае. Фотий и Пахомий пробыли у лесного озера около месяца, а когда опасность миновала – построили в благодарность за спасение в своем убежище деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Фотий отправился к великому князю в Москву, а его спутник Пахомий остался. Он назвал выбранное место Акакиевой пустынью в честь греческого монастыря, где жил когда-то вместе со своим наставником.

Ради большего безмолвия и уединения Пахомий оставил первый скит и углубился в еще более безлюдную чащу лесов, где, как писал летописец Николо-Радовицкого монастыря архимандрит Владимир Добролюбов, «стопа человека еще не топтала этого места». Призвав на помощь Бога и Пресвятую Богородицу, Пахомий основал новую пустынь, которую также назвал Акакиевой. Местность вокруг пустыни он нарек Радовицами – видимо, так называлось его родное село на Балканах.

В середине XVI века в Акакиевой пустыни явился резной скульптурный образ святителя Николая Чудотворца. С этого времени обитель сменила название, став Николо-Радовицким монастырем. В 1778 году архиепископ Рязанский и Шацкий Симон заинтересовался историей знаменитого чудотворного образа, однако ни игумен, ни иноки Радовицкой обители не знали обстоятельств и времени появления иконы. Лишь семидесятилетний старик из числа служителей монастыря Евдоким Гаврилович Букин рассказал, что слышал предание, будто образ святителя Николая явился монаху Ионе по прозвищу Рогожа в царствование Ивана Грозного. По народному слуху, обретение образа произошло на острове Святого озера, где позже была поставлена часовня, а в XVIII веке – Никольский храм.

Скульптура святителя Николая вырезана из целикового яблоневого дерева почти в полный человеческий рост. Внешне этот образ напоминает Николу Можайского: угодник изображен с мечом в правой руке и градом в левой. Богатые жертвователи постепенно украшали деревянную скульптуру, поэтому у святителя Николая появились со временем серебряно-позлащенная риза, венец, митра, серебряный меч и серебряные башмачки. В царствование Петра I началась борьба со скульптурными образами святых. Второй указ учрежденного царем-реформатором Священного Синода в 1722 году запрещал иметь в церквях резные «истесанные, издолбленные или изваянные» иконы. Как объяснялось в указе: «Сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался». В это время скульптуру святителя Николая изъяли из Радовицкой обители и отвезли в Москву в палаты Синода. Чудотворность образа была поставлена под сомнение, а народное почитание объяснялось суеверием.

В 1722 году архимандрит Радовицкого монастыря Гедеон отправил в Синод прошение вернуть чудотворный образ обратно. Он составил и приложил к письму список 266 чудес, которые произошли у резной иконы с 1619 по 1722 годы. Этот ценный список полностью приведен в книге архимандрита Владимира Добролюбова «Описание Николае-Радовицкого монастыря». В каждом случае указаны имена исцеленных, названия их родных сел и болезни, от которых недужные были избавлены. Любопытно, что в списке чаще всего отмечены исцеления от слепоты и болезней глаз.

Внушительный список чудес, совершавшихся у резного образа святителя Николая, не произвел впечатления на членов Синода – икона осталась «в заточении» в Москве. Образ смог вернуться в Радовицкий монастырь только в 1728 году уже после кончины Петра I, благодаря ходатайству его первой жены царицы Евдокии Федоровны Лопухиной.

В XIX веке исцеления и чудеса по молитве у резного образа Николы Радовицкого продолжились. Два раза заступничество святого спасало обитель от пожаров, которые были особенно страшны в лесной местности. Однажды пламя и дым горящих деревьев на десятки верст охватили лесные дачи и окружили монастырь. В это время братия, ожидая гибели, собралась с последней молитвой у резного образа святителя Николая, однако «огненный разлив» неожиданно изменил направление и ушел в сторону, не дойдя всего ста метров до монастырской усадьбы. Подобное чудо было явлено 22 июля (по старому стилю) 1867 года, когда в подмонастырской слободе ночью загорелся сарай, набитый сеном. Селяне, боясь, что огонь перекинется на соседние постройки, обратились с молитвой к Николаю Чудотворцу, и были услышаны – огонь не затронул их домов.

После революции 1917 года Николо-Радовицкий монастырь ждало сильное разорение. Из пяти храмов обители два были уничтожены полностью, а три оставшихся с годами растащены на кирпичи и обращены в руины. К счастью, великую святыню – резной образ святителя Николая удалось спасти. Скульптура в советские годы была перенесена в Пятницкую церковь села Туголес Шатурского района. В 2009 году образ вернулся на свое исконное место. Три монастырских храма – Рождества Богородицы, праведных Иоакима и Анны и Петропавловский «иже под колоколы» – уже восстановлены в прежнем виде. Еще предстоит восстановить Никольский собор, построенный в память Отечественный войны 1812 года, и варварски взорванный в 1945 году. Сейчас на месте собора находится пустырь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *