Комсомольск на амуре какой край
Перейти к содержимому

Комсомольск на амуре какой край

  • автор:

Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре находится в Хабаровском крае. Крупный промышленный город на Байкало-Амурской магистрали. Административный центр Комсомольского района края.

50.54933 137.02063

Открыть карту

Карта

Карта Координаты

Понять [ править ]

Комсомольск-на-Амуре
Официальный сайт
«Дом со шпилем» — неофициальный символ города
Полезная информация
Население 251 283 (2016)
Телефонный код +7 4217
Часовой пояс UTC+11
Культурное наследие
noframe

В середине XIX века переселенцы из Пермской губернии, рядом с нанайским стойбищем Дзёмги основали село Пермское. В 1930-е годы Советское правительство приняло решение построить на Дальнем Востоке несколько военных заводов. В 1931 году сюда прибыла правительственная комиссия, а уже в 1932 году высадился «десант первостроителей». В память об этой высадке на берегу Амура установлен памятный камень с соответствующей надписью. Но ради справедливости необходимо признать, что не только комсомольцы-добровольцы в авральном темпе строили город — около 70% строителей составляли заключённые.

Градообразующие предприятия Комсомольска — завод №199 (Амурский судостроительный завод им. Ленинского комсомола) начал строится в 1933 году, завод №126 (авиационный завод им. Ю.А.Гагарина) в 1936 году.

Судостроительный завод за всё время работы построил 57 подводных лодок с атомной силовой установкой, 41 дизель-электрическую и 56 надводных кораблей различных классов.

Авиационный завод освоил сборку порядка 10 типов самолётов, также крылатых ракет морского базирования и комплектующих для других типов летательных аппаратов.

Позднее в городе были построены: Завод «Парус» (производство минно-торпедного оружия), «Амурсталь» (металлургический комбинат), Комсомольский НПЗ (изначально проектировался под переработку сахалинской нефти в авиационные бензины), а также несколько вспомогательных производств (предприятия химической, нефтехимической промышленности, металлоконструкций, легкая и пищевая промышленность). То есть как любой промышленный центр, город страдает от убитой экологии.

Также в городе, как и в ближайшей округе было множество воинских частей (да и сейчас немало) самой различной направленности — в частности, в пригороде Комсомольска (с. Больша́я Карте́ль), стояла огромная загоризонтная РЛС «Дуга-2», более известная как «выжигатель мозгов». Да-да, именно сюда вывезли электронное оборудование из Чернобыля, после атомной катастрофы в г. Припяти.

Вокруг города было расположено более десятка различных исправительных учреждений. Последний фактор устойчиво поддерживал криминогенную обстановку в городе «на уровне», а с развалом СССР город превратился в «криминальную столицу Дальнего востока». Промышленность также стала загибаться, городской бюджет резко похудел.

Буквально до начала 2000 годов Комсомольск производил резко гнетущее впечатление: обшарпанные дома советской постройки, разбитый асфальт, магазины с выбитыми витринами, ржавые старые трамваи и автобусы. Случайный путешественник, попавший в «город Юности», чувствовал себя путешественником во времени, перенёсшимся на 25 лет назад во времена позднего СССР, причём в параллельную худшую реальность. За годы «демократии» происходит устойчивый отток жителей из города, с 1993 года и по н.в. численность населения снизилась почти на четверть. По рейтингу ста крупнейших городов России за 2013 год г. Комсомольск-на-Амуре занял почётное сотое, самое последнее место по уровню комфортности проживания людей. Только в последнее десятилетие в городе пошли положительные подвижки.

Город построен в низине сопок на левом берегу Амура. Представляет собой два больших района (по сути — самостоятельных населённых пункта), разделённых большим лесопарком — Силинским лесом. Район на юго-западе называется «Центральный округ», район на северо-востоке — «Ленинский округ» (у местных в ходу — «Дзёмги», по старому названию стойбища нанайцев). В Ленинском округе расположен авиазавод, аэродром «Дзёмги» и Комсомольский НПЗ. В Центральном округе находятся все остальные предприятия города, а также железнодорожная станция.

На жаргоне дальневосточников Комсомольск-на-Амуре зовут просто — «Комса́».

Климат [ править ]

Климат Комсомольска приравнен к районам Крайнего Севера. Очень холодная и относительно малоснежная (по меркам москвичей, снега выпадает просто кошмар!) продолжительная зима (ночные температуры января приближаются к отметке -40 градусов!), при этом короткое, но жаркое и влажное лето (из-за частых дождей).

Как добраться [ править ]

На самолёте [ править ]

В 17 км к югу от города расположен аэродром совместного базирования Хурба. На аэродроме базируются фронтовые бомбардировщики Су-24М, также построено здание аэровокзала и перрон аэропорта г. Комсомольска-на-Амуре. С развалом СССР авиаперевозки по местным рейсам резко зачахли. Предпринимались неоднократные попытки реанимации воздушных перевозок, но по всей видимости — тщетно. По состоянию на лето 2016 года все рейсы отменены, здание аэровокзала находится в плачевном состоянии и отражает общее состояние Комсомольска-на-Амуре.

В черте города есть второй аэродром Дзёмги. Это заводской аэродром, с которого также работают истребители Су-27. Если Вы вхожи в эти структуры, то с этого аэродрома регулярно выполняются транспортные и пассажирские перевозки в интересах завода по нашей необъятной стране.

На поезде [ править ]

Комсомольск-на-Амуре — крупная железнодорожная станция на БАМе. С железнодорожного вокзала отправляются поезда по маршрутам: Советская Гавань — Владивосток, Комсомольск-на-Амуре — Владивосток, Комсомольск-на-Амуре — Тында, Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск.

Интересно, что станция не сквозная, а тупиковая. Все транзитные поезда, заходящие на неё, для продолжения дальнейшего движения требуют перестановки локомотива из головы в хвост состава, в результате чего стоянка поезда на станции неоправданно большая (час и более). В советские годы ходил почтово-багажный поезд №921, который стоял в Комсомольске 10 часов!

На автомобиле [ править ]

Автодорога Р-454 Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. На всём протяжении проложено по одной полосе в каждом направлении, имеются автозаправки, шиномонтаж, придорожные кафе и мотели, сотовая связь и УКВ-радио ловит не везде. Дорожное покрытие асфальтовое, поддерживается в удовлетворительном состоянии. Местность преимущественно равнинная, местами заболочена. Приблизительно посредине автодороги установлен камень-памятник дорожным строителям. По трассе просто огромное (. ) количество кровососущих насекомых.

На автобусе [ править ]

Из Хабаровска часто ходят автобусы до Комсомольска. Также в город можно приехать и из Амурска, Эльбана, Нижней Тамбовки, Ягодного, Солнечного, Биробиджана, села им. Полины Осипенко, Горина, Лиана, Хурмули.

На корабле [ править ]

Город стоит на реке Амур. По Амуру на теплоходе «Метеор» можно добраться до Хабаровска или Николаевска-на-Амуре, пригородное сообщение с пос. Пивань.

Транспорт [ править ]

Автобус, маршрутное такси, такси.

Комсомольск-на-Амуре

Официальная дата начала истории Комсомольска-на-Амуре – 12 июня 1932 года. 10 мая 1932 года на берег реки Амур возле старинного русского села Пермское высадилась первая группа строителей города. Тогда их встретила глухая тайга, болота и бездорожье. Добраться сюда можно было только по реке в летнее время. Строила город молодежь, представители всех народов России. Сегодня Комсомольск-на-Амуре – современный промышленный город, который раскинулся вдоль левого берега Амура на площади 325 квадратных километров. Население города превышает 270 тысяч человек, это третий по величине город на Дальнем Востоке. Национальный состав достаточно однороден, русское население составляет 86,4% от всего населения города. Доля коренных народов Севера в общей численности населения города – 1,3%. Выгодное географическое и стратегическое положение г. Комсомольска-на-Амуре очевидно. Город находится на пересечении транспортных путей, радиально расходящихся от Комсомольска-на-Амуре в западном направлении (БАМ), северо-восточном (водный путь по Амуру до г. Николаевска-на-Амуре и далее в Охотское море, газо- и нефтепроводы с Сахалина), восточном (железная дорога до Ванино-Советской Гавани) и юго-западном (Амурский водный путь, железная и автомо-бильная дороги до г. Хабаровска) направлениях. Основу экономики города составляют обрабатывающие производства, которые являются важным регионообразующим фактором. В г. Комсомольске-на-Амуре производится 52% продукции обрабатывающих производств края. Основу обрабатывающих производств составляет «производство транспортных средств и оборудования», «производство машин и оборудования», «металлургическое производство». В составе «производства транспортных средств и оборудова-ния» наибольшее значение имеет оборонное производство. Не связанное напрямую с удовлетворением потребностей народного хозяйства, оборонное производство являлось и является важнейшим фактором повышения общей культуры производства, технологического уровня народнохозяйственного комплекса города. Здесь сосредоточены высокие технологии, кадры высшей квалификации. ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение» – является флагманом дальневосточного производства транспортных средств и оборудования. Производство военной техники на ОАО КнААПО остается важной составной частью производственной программы предприятия. В 2006 году реализовывались программы гражданского самолетостроения (Бе-103, C-80), приступили к изготовлению опытной партии (шесть самолетов) нового российского регионального самолета RRJ. Отработаны техпроцессы на высокопроизводительном оборудовании «нулевой» очереди и получены первые партии деталей для изготовления RRJ. Для достижения поставленных целей заводом приобретаются инновационные технологии с применением высокопризводительного оборудования. ОАО «Амурский судостроительный завод» является самым крупным судостроительным предприятием Дальнего Востока. За 60 лет деятельности со стапелей завода сошло более двухсот единиц техники, сложных кораблей и морских судов. Предприятие способно выпускать все типы морских и речных судов. Кроме того, завод осуществляет значительный объем сопутствующих судостроению работ и услуг: судоремонт; изготовление судовых гребных винтов, упорных и промежуточных валов; изготовление крупногабаритных валов, дисков, зубчатых колес, гидроприводов и гидромеханизмов. Участвуя в выполнение оборонных программ, предприятие приобрело уникальный опыт изготовления сложной высоконаукоемкой продукции. На ОАО «АСЗ» ведутся работы по достройке и приёмосдаточным испытаниям транспортно – буксирного судна UT – 722 и буксира кантовщика. Ведутся работы на заказах ВМФ РФ, продолжается постройка танкеров – химовозов и судна сейсморазведки. В рамках инвестиционной деятельности осуществляет реконструк-цию и техническое перевооружение предприятия под строительство нефтегазовых платформ и гражданских судов. Наиболее благоприятным фактором развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности является наличие нефтеперерабатывающего завода, а также трубопроводов, по которым нефть и газ Сахалина поступают в г.Комсомольск-на-Амуре. Нефтеперерабатывающим заводом города в 2006 году переработано более 5 млн. тонн нефти, что выше уровня прошлого года на 5,9 процентов. Особое внимание уделено модернизации и развитию. На предприятии осуществляется реконструкция ЭЛОУ АВТ – 3, эстакад налива светлых и тёмных нефтепродуктов, резервуарного парка, планируется приступить к проектированию второй очереди комплекса глубокой переработки. Черная металлургия представлена рядом предприятий: ОАО «Амурметалл», ООО «Амурметалл-Литье», ООО «Амурметалл-сервис». По итогам 2006 года объем производства ОАО «Амурметалл» составил около 33% от объема промышленного производства города. Руководством предприятия взят курс на значительное увеличение объемов производства, снижение себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции. С этой целью разработана программа технического развития до 2011 года, реализовав которую предприятие сможет выйти на объем производства до двух миллионов тонн жидкой стали в год. МУП «Завод подъемно-транспортного оборудования» продолжает реконструкцию оборудования предприятия и внедряет проект комплексной автоматизации проектирования и производства широкой номенклатуры кранов различного назначения. Промышленная база города имеет все предпосылки для становления в качестве «полюса» ускоренного экономического роста Хабаровского края и Дальневосточного региона в целом, учитывая его сегодняшнее положение в регионе, как по объему производства, так и по высокому уровню применяемых технологий. В 2006 году инвестиции в экономику и социальную сферу города составили более 7,0 млрд. руб. или 120,3% к уровню 2005 года. На строительство объектов производственного назначения в 2006 году направлено 6,8 млрд. рублей (122,4% к соответствующему периоду 2005 года). В структуре капитальных вложений удельный вес затрат на развитие объектов производственного назначения составляет 92,5%. На строительстве объектов непроизводственной сферы освоено более 500,0 млн. руб. Сданы в эксплуатацию 2-я очередь жилого дома по ул. Пионерской, 24, жилой дом по Магистральному шоссе,19 и 1-я очередь жилого дома по ул. Гагарина. В целях реализации на территории города подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в г.Комсомольске-на-Амуре на 2007-2009 годы». В 2006 году 10 молодым семьям выделены субсидии на приобретение квартир. Введены в эксплуатацию детский сад № 102, санаторная школа-интернат №1. Осуществляется строительство спортивного центра в Центральном округе города, учебно-лабораторного корпуса Комсомольского-на-Амуре педагогического университета. 18 октября 2006г. заложена памятная капсула в основание медицинского диагностического центра высоких технологий в г. Комсомольске-на-Амуре, строительство которого будет вестись в 2007-2008 годах. В 2006 году велась активная работа по подготовке города к празднованию в июне 2007 года 75-летия. За счет средств местного бюджета и внебюджетных источников выполнен большой объем благоустроительных работ. Продолжается динамичное развитие торговли, общественного питания и сферы услуг. Реальный объем розничного товарооборота за 2006 года по всем каналам реализации составил 15,4 млрд. рублей или 107,1% в сопоставимых ценах к уровню 2005 года, оборот общественного питания увеличился на 3,3%. Открыто 13 новых предприятий торговли, 2 предприятия общественного питания и 3 предприятия бытового обслуживания. Всего введено в эксплуатацию около 1,0 тыс. кв.м торговых площадей. Из года в год расширяется телефонная сеть города, постоянно растет число абонентов. В течение года сеть ГТС расширилась на более 5,0 тыс. номеров. Достаточно активно развивается сеть сотовой связи, растет количество пользователей услугами связи Интернет. В городе устойчиво работает общественный транспорт. Ежедневно на городские маршруты выходят до 270 единиц подвижного состава. Активно развивается в городе здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт. В городе разработана программа развития здравоохранения, основой которой является повышение качества диагностики заболеваний, интенсификация лечебного процесса путём внедрения новых эффективных методик, развитие материально-технической базы, оптимизация сети лечебных учреждений, укрепление финансовой основы. Проводится регулярное приобретение современных, высокоэффективных образцов медицинского оборудования. Город Комсомольск-на-Амуре обладает современными диагностическими комплексами, лечебным и лабораторным оборудованием. Город Комсомольск-на-Амуре занял I место по итогам краевого смотра конкурса на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди городов Хабаровского края. Работают все учреждения культуры: библиотеки, музеи, музыкальные и художественные школы, драматический театр. Сохранены традиции по проведению и финансированию городских праздников, конкурсов, фестивалей. Одним из приоритетных направлений социальной политики остается направление социальной поддержки незащищенных слоев населения. Более 80 тыс. жителей Комсомольска-на-Амуре получают социальную помощь. За последние годы город Комсомольск-на-Амуре приобрел новый облик, чему способствовала большая работа по благоустройству дорог, улиц, дворовых территорий. Город живет и развивается. У Комсомольска-на-Амуре есть возможности продолжать свое движение по пути устойчивого экономического роста.

© 2002 — 2010 «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов»

Администратор сайта webadmin@asdg.ru

История Комсомольска-на-Амуре

Численность населения — 236,1 тыс. человек (на 01.01.2023)
Занимаемая площадь — 325 кв.км.
Расстояние от Москвы по железной дороге — 8825 км.

Комсомольск-на-Амуре расположен на левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в 360 км северо-восточнее Хабаровска. Окруженный грядой высоких сопок город, словно замер среди застывших волн разбушевавшегося каменного океана. На западе видны вершины хребта Мяочан и Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки — отроги Сихотэ-Алиня. Название этих гор произошло от нанайских слов «сихтэ, сиктэ» — хвоя, ель и «алин» — горный хребет.

Приток Амура — небольшая горная река Силинка делит город на две части — «Город» и Дзёмги (так называют обширную промышленную зону). Ныне это Центральный и Ленинский административные округа. Их соединяет самая длинная магистраль города, имеющая протяженность около 7 км, — Комсомольское шоссе. Построенная к пятилетию города, поначалу она была грунтовой дорогой с деревянным мостом через Силинку. Спустя 20 лет построили первый железобетонный мост. Ныне на магистральном шоссе самое интенсивное в городе дорожное движение.

Город протянулся вдоль Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км.

Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году из села Пермского (основанного в 1860 году) в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижнетамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре». Днем города считается 12 июня.

Строительство города было обусловлено необходимостью возведения судостроительного и авиационного заводов – форпостов оборонной промышленности Дальнего Востока.

Село Пермское

Экспедиция исследователя Амурского края, ученого-мореплавателя, адмирала Г.И. Невельского на барке «Байкал» в 1849 году впервые документально доказала, что река Амур судоходна, имеет выход в Тихий океан и как стратегическая артерия имеет огромное значение для России. Г. И. Невельской первый высказал предложение о создании нескольких постов («станков») на Амуре. Наконец, в 1857 году была создана специальная комиссия, ей было поручено выработать план создания на Амуре русских сел. Возглавил кампанию топограф Будогосский. Комиссия изучила новейшие описания реки Амур и обратила внимание на записки замечательного русского ученого Н. Н. Максимовича, основоположника дальневосточной ботаники. В одной из записок Максимович высказал мысль, что в районе нанайского стойбища Мылки можно создать русское поселение.

Преимущество этого места Будогосский описал в плане так: «Здесь скаты нагорного берега пологи, грунт земли — чернозем, ближайшие места поросли дровяным лесом, более легким к вырубке; строевой лес хотя и в шести верстах, но зато на противоположном берегу реки, текущей своим руслом, множество строевого леса, берег здесь приглубый, суда могут к нему пришвартовываться».

План Будогосского одобрил Муравьев-Амурский.

Вот что писалось тогда по вопросу заселения русскими крестьянами Приамурья: «Сумму 100 тыс. рублей сер. комитет и министр финансов согласились отпускать из государственного казначейства ежегодно и при том исключительно на заселение Приамурского края. Отпуск этот решено начать с 1859 г. . Министерство госуд. имущ. предложило переселить на Амур в 1859 году: 300 семей из Вятской губернии; 200 из Пермской; 50 из Тамбовской и 50 из Воронежской, всего 600 семей. На водворение и путевое следование этих переселенцев Сибирский комитет назначил 100 тыс. рублей. Сверх того 200 семей из Пермской губернии и 200 из Вятской, предназначенные министерством к переселению в Енисейскую губернию, направлены по величайшему повелению от 25 декабря 1859 года в Амурский край».

Весной 1860 года первый военный губернатор Приамурья Павел Казакевич (друг и сподвижник Невельского) отправил группу своих солдат вверх по Амуру и приказал им рубить лес и ставить первые срубы для поселения русских крестьян в тех местах, где вбиты столбы. Так в июне-июле 1860 г. были подготовлены срубы и для будущего села Пермского-на-Амуре.

Только в самом начале августа крестьяне-переселенцы прибыли со своим скарбом, с лошадьми и коровами в Хабаровск; здесь они бросили жребий, где кому селиться. Группе переселенцев из Пермской губернии выпало селиться около нанайского селения Мылки и ручья Тогда.

Основанием села Пермского-на-Амуре принято считать август 1860 года. В дальнейшем сюда стали прибывать крестьяне и из других губерний. С 1859 по 1862 г. переселение крестьян осуществлялось за казенный счет. При этом в дальний путь отправлялись, как правило, крестьяне с достатком, более или менее самостоятельные и инициативные. В среднем на семью из шести человек правительство выдавало 60 рублей, хотя для обустройства требовалось в 5-6 раз больше. После отмены крепостного права на Амуре могли селиться все желающие.

В «Географическо-статическом словаре Амурской и Приморской области с включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран», составленном преподавателем Благовещенской мужской гимназии А. Кирилловым и изданном в 1894 г. на стр. 316 о селе Пермском было сказано: «Пермское селение Приморской области, Софийского округа, на левом берегу Амура, в 352,5 верстах ниже Хабаровки и 266 выше Софийска, основано переселенцами Пермской губернии в 1860 году; в 1888 году в нем числилось: часовня во имя Святого пророка Ильи, дворов 26 и жителей 78 мужского и 82 женского пола. Занятия жителей: заготовка дров для пароходов, почтовая гоньба, рыбный промысел и в незначительных размерах земледелие, развитию которого препятствует недостаток для сельского хозяйства земель».

На отвоеванной у леса земле первые поселенцы пытались сеять хлеб, точно так же, как сеяли его на родине за Уральским хребтом. Однако от земледелия вскоре пришлось отказаться. Природные условия не позволяли получать хороший урожай, пришлось осваивать новое ремесло. Амур уже в то время был крупнейшей и единственной в тех местах транспортной артерией. Связи пo Амуру не прекращались и в зимнее время: ездили на санях по замерзшей реке. Амурские пермяки стали заготавливать дрова для пароходства. Дрова пилили зимой, летом грузили на баржи. Помимо заготовки дров жители занимались извозом. Возили письма, казенные бумаги, пассажиров, различные грузы. Бойко шла торговля, особенно с японцами. Купцы из Страны восходящего солнца привозили практически все: одежду, обувь, ткани, продукты. В амурском селе жили лучше, чем в губерниях Центральной России. В домах у крестьян был полный достаток: японская мебель, посуда в кухонном шкафу, у каждого члена семьи своя ложка и тарелка.

Первый и единственный план земельных угодий с. Пермского был выполнен окружным землемером Поротовым в 1897 г. Планировка села представляла собой цепочку одноэтажных деревянных жилых домов вдоль единственной дороги от Орлотовского (Большого Силинского) озера до озера Мылки. У самого берега находились ледники, за домами огороды, а дальше — тайга.

Улица села Пермского замыкалась с одной стороны сопкой с кладбищем (Аварийной горкой), с другой стороны — площадью перед деревянной церковью Святого пророка Ильи, построенной в 1909 году. Высокий и живописный объем церкви определял силуэт и панораму села, которая в основной своей массе состояла из одноэтажной однотипной усадебной деревянной застройки.

Уже по переписи 1915 года в Пермском проживал 291 человек, основными промыслами в селе были – рыбный, охотничий, лесной. До революции в Пермском находился самый богатый хлебозапасный магазин, наряду с этим магазином велась и частная торговля с китайскими и русскими купцами. По Амуру осуществлялась почтово-пассажирская связь, регулярно ходили пароходы Хабаровск-Николаевск-на-Амуре. В Пермском пароходы не останавливались, связь осуществлялась через более крупные села – Вознесеновку и Нижнюю Тамбовку. Ниже по течению Амура в селении Дземги располагалось небольшое нанайское стойбище.

Село Пермское постепенно развивалось и застраивалось по схеме линейного поселения и к 1932 году насчитывало 49 дворов, где проживало 360 жителей. Когда первостроители высадились здесь, они увидели добротные избы, крепкие надворные постройки, небольшие огороды. Здания, построенные до 1932 г. не сохранились.

Комсомольск-на-Амуре. История строительства

В начале 1930-х годов особое внимание Правительства СССР было обращено на обороноспособность страны, в том числе Дальнего Востока. В 1930 году на XVI съезде ВКП(б) был объявлен курс на индустриализацию Дальневосточного края и 20 февраля 1930 года Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР принимают специальное постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальнего Востока. Первой целью стало сооружение судостроительного завода для укрепления базы Тихоокеанского флота. Первоначально, 31 августа 1931 г. Советом Труда и Обороны для судостроительной верфи было определено место при слиянии рек Амур и Уссури у села Нижне-Воронежского в 14 километрах от г. Хабаровска.

В ноябре 1931 года член Политбюро ЦК К.Е. Ворошилов обратился к главному инженеру Магнитостроя Иосифу Абрамовичу Каттелю с просьбой занять должность начальника строительства нового промышленного центра на Дальнем Востоке. В январе 1932 г. Иосиф Абрамович основывает представительство Дальпромстроя в Москве и приступает к подбору людей в команду трудового десанта. В первых числах февраля от Ярославского вокзала отошел поезд с первой группой строителей. Это был, по сути, первый штаб предстоящей стройки. Совершенно неожиданно, под Читой, И.А. Каттель получил правительственную телеграмму, в которой предлагалось перенести стройку в сторону Николаевска-на-Амуре, не ближе четырехсот километров от Хабаровска. Телеграмма была подписана Сталиным. Захват Японией Маньчжурии заставил подумать о переносе площадки строительства подальше от границы.

Самым главным вопросом, конечно, был вопрос выбора площадки для строительства. Конечно, ранее выбранная площадка в селе Воронежском, недалеко от большого города с развитой инфраструктурой, была предпочтительней, но она была совсем недалеко от границы, где учащались пограничные инциденты. После прибытия в Хабаровск сразу же состоялась встреча Каттеля с Я.Б. Гамарником, назначенным председателем комиссии по выбору новой площадки под строительство. В комиссию также вошли: секретарь Дальневосточного крайкома С. А. Бергавинов, специалист по кораблестроению Гойнкис, флагман Муклевич и И. Каттель.

Определяющим фактором при изменении места строительства и назначения новой площадки именно в с. Пермском, явилось то, что, во-первых, село находилось на расстоянии 400 километров от границы с Китаем (максимально возможная дальность полета японских самолетов) и во-вторых, еще в 1910 г. инженером О.П. Вяземским был выполнен так называемый Николаевский проект, предусматривающий строительство стратегической железной дороги от станции Уруша до Императорской Гавани (г. Советская Гавань) через село Пермское-на-Амуре. Здесь предполагалось строительство артиллерийского и судостроительного заводов. Революция не позволила осуществить этот проект, и к нему вернулись уже в советское время.

В январе 1932 года Совет Труда и Обороны принимает решение о строительстве железнодорожной ветки от станции Уруша Забайкальской железной дороги до села Пермское, а 23 февраля правительственная комиссия во главе с Я.Б. Гамарником принимает решение строить оборонные заводы (судостроительный, а в апреле — авиастроительный) в районе села Пермского. По приказу Наркомата Тяжелой Промышленности от 05.03.1932 г. № 87 в село Пермское направляется экспедиционный отряд «Дальпромстроя» в количестве 30 человек с целью подготовки жилья для будущих строителей. Их силами было построено несколько бараков и пекарня.

Несмотря на то, что за плечами Каттеля был опыт больших строек, многое ему пришлось решать впервые. Прежде всего, нужен был новый генеральный план на новой площадке. Для решения этой задачи Каттель приглашает в Хабаровск одного из ведущих руководителей проектных институтов Ленинграда Владимира Полуэктовича Костенко. Прибывшая группа специалистов сделала необходимые расчеты для строительства.

Центральный Комитет ВКП(б) и Центральный Комитет ВЛКСМ в марте 1932 г. объявляет мобилизацию для строительства будущего города. Поток молодых строителей, откликнувшихся на призыв ЦК ВЛКСМ, все возрастал. В Хабаровск прибывали целые эшелоны с людьми из Москвы, Нижнего Новгорода, Иванова, Краснодара, с Украины, Кавказа.

6 мая 1932 года из Хабаровска вниз по Амуру отошла небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», на буксире у него баржа – бывший плавучий дом отдыха «Клара Цеткин», в кильватере шел пароход «Колумб». На пятые сутки, 10 мая, сквозь туман показались темные избы Пермского. 10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. К месту будущего авиационного завода, к нанайскому стойбищу Дземги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыло 147 человек.

Согласно решению ЦК ВЛКСМ на стройку должно быть мобилизовано шесть тысяч комсомольцев. К этому надо добавить вилы проведенного оргнабора. Надо было где-то расселять людей. К приезду строителей жилье подготовлено не было. Начинать строительство пришлось с нуля, на голом месте. Имеющиеся в наличии 49 крестьянских домов села Пермского могли принять лишь незначительную часть приехавших людей, поэтому в первый же день началось сооружение временного жилья. Ими стали землянки, брезентовые палатки, плетенные из кустарника бараки, шалаши, и скоро появился целый «копай-город». Дорог не было, постройка шалашей производилась путем подноски всего материала с реки и из леса вручную. На 15 августа 1932 г. для строительства имелся лишь неутвержденный вариант генерального плана завода без размеров на чертеже и привязки к месту.

Многое пришлось пережить первым строителям города. Они жили в землянках, палатках и шалашах, продуваемых крепким амурским ветром, работали по колено в воде, получали продукты по скудному пайку, переносили цингу. Но были в них тот героический склад характера, готовность к труду и лишениям, с которыми издавна обживался Дальний Восток, были мечты о прекрасном городе, романтика юности, вера в себя.

В те славные годы незабываемые годы все было впервые. Первая просека, ставшая первой улицей, первый кинотеатр и первый заводской гудок. Уже в ноябре 1932 года газета «Амурский ударник» сообщала: «На берегу Амура выстроили рабочий поселок в 69 бараков, обеспечив жильем 6 тыс. человек. Работают лесозавод, механический комбинат, построены склады. В подарок Октябрю ударной работой даем кинотеатр, электростанцию, радиотелефон, больницу, поликлинику, хлебопекарню, баню».

10 декабря 1932 г. постановлением ЦИК РСФСР село Пермское было переименовано в Комсомольск-на-Амуре и ему был присвоен статус города.

Строительство города начиналось с возведения двух заводов, которые носили в разное время разные названия. Судостроительный завод в начале назывался «Дальпромстрой», позже – стройка № 199, затем как судостроительный завод имени Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод.). Авиационный завод в начале имел название машиностроительный, потом – стройка № 126, затем – авиастроительный завод имени Ю. А. Гагарина (ныне официальное название предприятия — филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», заложен 18.06.1934 г.). Строились заводы одновременно в двух разных местах: судостроительный в районе села Пермского (Правосилинский район), авиастроительный на месте нанайского стойбища Дземги (Левосилинский район).

По договору все проектные работы должны были закончиться к марту 1933 г. Первым разработчиком проекта поселка Амурской судостроительной верфи был архитектор Н. М. Протопопов — Быльев. Это был первый архитектор, проектировавший Комсомольск-на-Амуре с 1932 по 1937 г.г.

Первоначально площадка под строительство авиастроительного завода готовилась на берегу Амура, но она была затоплена. Строительную площадку перенесли вглубь тайги, куда была проложена грунтовая дорога от Амура до нынешней ул. Уральской. Заводская строительная площадка стала называться «Дземги». Площадки разделяла река Силинка, впадающая в Амур. Расстояние между ними было примерно 12 километров.

Остро встал вопрос о закреплении кадров на стройке. Не все выдерживали жесткие условия труда и быта, и молодежь, к сожалению, стала покидать стройку. Меры административного воздействия были бессильны. Нужно было искать новые пути, способствующие закреплению кадров. Газета «Амурский ударник» 28 июля 1932 г. публикует обращения бригад Бочкарева и Игрецова о самозакреплении за стройкой до пуска судостроительного завода. Партком и комитет комсомола Дальпромстроя одобрили этот почин. С 26 сентября 1932 г. на страницах этой же газеты был учрежден «красный список», в который заносились те рабочие и специалисты, которые решили не покидать свой трудовой пост до окончания строительства завода. Движение по закреплению кадров, начатое по инициативе рабочих-комсомольцев, превратилось в общерабочее движение. На 10 ноября 1932 г. закрепилось до пуска завода 2390 рабочих и 114 инженерно-технических работников. Массовый уход рабочих со стройки заметно сократился. Спустя пять лет после пуска судостроительного завода было отмечено, что из числа первостроителей здесь трудится свыше четырех тысяч человек, они полюбили свой город и стали его постоянными жителями.

1 июля 1933 г. бюро Дальневосточного краевого комитета ВКП(б) заслушало отчет начальника строительства судостроительного завода И.А. Каттеля о готовности к началу промышленного строительства. К этому времени были построены и действовали лесопильный завод, механические мастерские, известковый завод. На строительстве было занято свыше 6 тыс. рабочих.

12 июня 1933 г. в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода. В торжестве участвовали секретарь Дальневосточного крайкома ВКП(б) П.М. Таныгин, командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией В. К. Блюхер и с ними тысяча краснофлотцев. Именно в этот день, 12 июня, стали отмечать день города.

К концу 1933 года было раскорчевано 255 гектаров тайги и проложено 20 километров дорог. Комсомольск-на-Амуре представлял собой отдельные поселки, островки из саманных бараков, шалашей, разбросанных в сильно поредевшей заболоченной тайге. Поселки соединялись пешеходными тропками и грунтовыми дорогами. Людская молва дала им характерное название «Каттельград» (или «Шалаши Ильича») по имени первого директора «Дальпромстроя» Иосифа Каттеля, инициирующего возведение «времянок». Но даже такого жилья катастрофически не хватало, его некому было строить, все силы были брошены на возведение заводов. Новых строителей пригласить было нельзя, потому что их некуда было селить. Расчет на быструю реализацию промышленной программы не оправдался, и интерес к строительству в правительстве временно снизился.

Несколько позже, 18 июля 1934 г. состоялась закладка еще одного индустриального гиганта — авиационного завода. Первый самолет выкатили из цехов этого завода уже в 1936 г. Это был самолет-разведчик «Р-6» конструктора Андрея Туполева. Другую моделью, которую начали осваивать на заводе, стал дальний бомбардировщик «ДБ-3» конструкторского бюро Илюшина. Для своего времени это была скоростная и современная машина. Уже в годы Второй мировой войны бомбардировщик и его модификация «ИЛ-4» стали легендами. В первом полугодии 1941 г. завод выпустил 82 самолета, а во втором полугодии – 303.

Завершался 1933 год — второй год строительства Комсомольска-на-Амуре. Но итоги его не удовлетворяли правительство. Тогда было принято решение правительства о создании осенью 1933 года Особого военно-строительного корпуса, перед которым стояли две задачи: строить промышленные предприятия на Дальнем Востоке и совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Семь недель первая бригада из 6 тысяч военных строителей добиралась из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре. В невероятно тяжелых условиях они прошли 400 километров на лыжах по ледяным торосам. Ежедневно солдаты проходили 25-30 км. Люди очень уставали, но ничего не могло остановить их – ни сорокоградусные морозы, ни снежные бури, они упорно продвигались к своей цели. Красноармейцы внесли большой вклад в строительство города: они возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов, построили электростанцию, хлебозавод. Здания, построенные ими, до сих пор продолжают служить людям и своей архитектурой украшают центральные улицы города. Назовем некоторые из них: первое трехэтажное каменное здание школы №1 (ныне педуниверситет), прекрасное здание городской бани на улице Кирова, построенное всего за 3, 5 месяца и многие другие. Ледовый переход Особого корпуса остался в истории Комсомольска как яркое проявление мужества бойцов и командиров Красной Армии и получил историческое название «ледовый переход».

В 1934 году возле строящихся доков судостроительного завода на берегу реки Амур возник поселок «Аварийный», состоящий из трех десятков каменных и деревянных коттеджей и деревянных 12-ти квартирных домов. В том же году был закончен барачный поселок «Комсомольский», рядом с ним был построен поселок «Пожарный». К 1935г. стали возникать на берегу Амура и в других местах новые поселки — «ИТРовский», «Коттеджный», «Коммунстрой», «Барачный», «Копай-город», отдельные постройки частного сектора. Введены в строй клуб «Ударник», баня, больница. Первая жилая застройка, которая осуществлялась по специально разработанным проектам, в капитальных конструкциях появилась в Левосилинском районе на «Дземгах».

В начале 1934 г. по генеральному плану «Промстройпроекта» развернулось комплексное строительство первого в городе жилого квартала. Все дома сооружались из бруса, поэтому поселок назвали «Брусчаткой». В комплекс входили столовая, магазин, детский сад, клуб и котельная, обеспечившая первое центральное отопление. Впервые в городе в поселке «Брусчатка» было проведено комплексное благоустройство; сооружены деревянные тротуары.

Жилищная проблема города во многом была разрешена за счет индивидуального строительства. Архитекторами «Дальпромстроя» Кривицким, Молотшевым и Бердиным был проведен конкурс на лучший проект индивидуального дома. С 1937 г. по 1941 г. возникли такие крупные районы усадебной застройки, как поселки Мылки, 4-й Силинский, Амурсталевский и Майский. Недалеко от авиастроительного завода вырос поселок промпереселенцев, который сейчас носит название Победа.

Город постепенно рос, покрывался сетью дорог как грунтовых, так и узкоколейных железнодорожных, отводились новые площадки для крупных промышленных предприятий. Силами заключенных ГУЛАГа началось строительство железной дороги на г. Хабаровск.

В 1936 году в Комсомольск прибыла остальная часть военно-строительного корпуса под командованием Руднева Б. Н. Дальпромстрой, который вел строительство города до 1936 года, ликвидировали и строительство возложили на военно-строительный корпус на подрядных началах.

Позже на базе военно-строительного корпуса был организован строительный трест № 6. К корпусу перешли строительные участки и подсобные предприятия, укомплектованные вольнонаемными ра6очими и служащими, а также часть инженерно-технического состава управления Дальпромстрой. Таким образом, была создана мощная строительная организация, способная выполнять более широкие задачи. Так начался новый период в строительстве города Комсомольска-на-Амуре.

Население города росло с каждым годом. В 1932 г. оно насчитывало 6 тыс. чел., а в 1937 — более 60 тысяч. Основными категориями строителей были комсомольцы первого (1932 г.) и второго (1934 г.) призывов, вербованные, промпереселенцы, девушки — «хетагуровки», солдаты Особого Строительного Корпуса и заключенные.

Предвоенное четырехлетие можно назвать, пожалуй, самым бурным в строительстве Комсомольска. И решающую роль в этом сыграли воины-строители корпуса.

Весной 1937 г. Комсомольск представлял собой огромную строительную площадку. Лишь кое-где высились трехэтажные кирпичные дома, в основном это был город еще деревянный. В 1937 году широким фронтом развернулось строительство жилых домов и культурно-бытовых зданий. За четыре предвоенных года в Комсомольске было построено несколько школ. Появилось в городе прекрасное здание бани, а с постройкой хлебозавода мощностью в 66 тонн хлеба в сутки решилась проблема снабжения населения хлебом.

Первая улица города, названная в честь С.М. Кирова, проходила через первую площадь города, названную Круглой. В 1948 г., когда на ней установили скульптуру С.М. Кирова, площадь, как и улица, стала носить его имя. Аллея Труда, пересекающая площадь им. Кирова, до войны обрывалась у Политехнического техникума. Дальше, до самого поселка Мылки, была непроходимая тайга. В городе пока не было единого архитектурного ансамбля, не было четко выраженного центра. В поселке «Дземги» застройка велась более упорядочено и большей частью кирпичными домами. Был построен комплекс административных зданий авиационного завода, застраивался Центральный проспект, улица Советская, построен самый большой стадион в городе и парк авиастроителей. Активно застраивался индивидуальными домами поселок «Победа».

Основу архитектурной композиции поселка Дземги составила ул. Первомайская (ул. Калинина), примыкающая по меридиану на север к Комсомольскому шоссе, и перпендикулярные ей ул. Советская и Центральный проспект. Улица Авиационная (ул. Уральская) замкнула все эти магистрали в огромный треугольник, примыкающий к территории авиационного завода. В течение пяти лет связь между Дземгами и селом Пермским осуществлялась по двум тропкам вдоль берега Амура и тропой через реку Силинку. В 1937 году была построена самая длинная улица города – Комсомольское шоссе, соединившая две строительные площадки, которые назывались «Город» и «Дземги», а сейчас Центральный и Ленинский округа.

Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: завода «Амурсталь», аккумуляторного завода и нефтезавода. После войны было закончено строительство Дома Советов на Аллее Труда, кинотеатра «Комсомолец», Дворца культуры судостроительного завода, строились жилые дома, школа и гостиница на проспекте Мира, Дом Красной Армии.

Вступив в войну совсем юным, город быстро мужал. Еще в 1936 г. на окраине Комсомольска-на-Амуре началось сооружение металлургического завода. Сталь нужно было дать не позднее весны 1942 г. Комсомольчане справились с заданием: уже 15 февраля завод «Амурсталь» дал стране первый металл, так необходимый оборонным предприятиям. В том же 1942 г. в строй вошли еще несколько заводов. 8 августа начал работу ремонтно-механический завод (будущий «Амурлитмаш»). Его продукция – минометы, мины, винтовки, ракетницы – предназначалась для нужд фронта.

Одна из самых героических страниц в истории летописи города – сооружение нефтепровода Оха-Комсомольск и Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. В ноябре 1942 г. сахалинская нефть пришла на материк и уже в декабре на фронт были отправлены первые эшелоны жидкого топлива.

12 апреля 1942 г. дал первую продукцию аккумуляторный завод № 364. За годы войны заводом было выпущено более 237 тыс. аккумуляторов, в том числе для подводных лодок, и более 15 тыс. танковых аккумуляторов. В 1943 г. промышленное производство в городе по сравнению с 1940 г. возросло в 3, 4 раза. Особую роль в этом сыграли два его оборонных завода.

В годы войны авиационный завод № 126 дал фронту 2575 боевых самолетов ДБ-3Ф (Ил-4), которые действовали на всех фронтах в качестве бомбардировщиков и торпедоносцев. С первых дней войны производство судостроительного завода № 199 было перестроено под фронтовые заказы. Со стапелей завода сошли девять боевых кораблей. Кроме того, здесь ремонтировали лодки для Тихоокеанского военно-морского флота. В 1944 г. завод получил сложнейшее задание – за год построить два железнодорожных парома для переправы через Амур. Задание было выполнено точно в срок. Благодаря этим уникальным паромам и только что построенной линии Комсомольск-Советская гавань летом 1946 года советские войска и техника были переброшены к Сахалину и Курилам и приняли участие в разгроме милитаристской Японии.

Свыше 40 тыс. комсомольчан сражались на фронте. Многие из них были военными строителями, которые работали в Комсомольске с 1934 года в составе особого военно-строительного корпуса. Тысячи комсомольчан были награждены орденами и медалями, 18 человек получили звание Героя Советского Союза. Мемориальный комплекс землякам-комсомольчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, сооружен в память тех пяти тысяч жителей города, что не вернулись с полей сражений.

Всего в Комсомольске-на-Амуре в 1948 г. было уже 75 улиц, 36 школ, 3 техникума, педагогическое училище, 7 ремесленных училищ и школ ФЗО. Население насчитывало 130 тыс. жителей. Центр города переместился от бараков «Комсомольского» поселка и «Брусчатки» к благоустроенным улицам Пионерской и Аллеи Труда.

Разработкой плана застройки территории города занималось Ленинградское отделение Горстройпроекта. До конца осуществить задуманный проект помешала начавшаяся война. Вплоть до середины 60-х годов архитектурный облик города определялся вкусами различных ведомств и организаций. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов. Этим чрезвычайно гордятся многие горожане, называя Комсомольск «кусочком Ленинграда».

На набережной, там, где высадились первые строители Комсомольска, установлен известный многим памятный камень — 21-тонная глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы — строители города».

Главная улица города — проспект Первостроителей (называвшийся прежде Красным и Амурским). Это наиболее широкая улица Комсомольска (100 м) протянулась на 3,5 км. Здесь есть свои достопримечательности — самый большой в городе 714-квартирный дом. В старой, центральной части города преобладают пятиэтажные, так называемые «сталинские» дома. Для большинства из них характерен единый стиль послевоенной советской архитектуры с присущим ему богатым декоративным убранством зданий: лепными украшениями и другими архитектурными изысками. Новые кварталы застраиваются 9-14-этажными зданиями.

Ленинский округ, чаще называемый горожанами Дзёмги, — фактически целый город, где проживает треть населения Комсомольска, с комплексом различных организаций и учреждений. Эта часть города застроена менее компактно. Наряду с новостройками там сохранились деревянные дома частного сектора. Неоспоримое преимущество Дзёмог — озелененность. Там находится лучший парк города. Кроме того, на левом берегу Силинки строителями оставлен огромный массив почти нетронутой тайги площадью более 500 га.

По численности населения Комсомольск на Дальнем Востоке уступает лишь Хабаровску и Владивостоку — старым городам с богатыми традициями. На его долю приходится пятая часть населения Хабаровского края, в том числе треть горожан.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре — крупный промышленный, научный и культурный центр Дальнего Востока, третий по величине город в Дальневосточном Федеральном округе, центр промышленной агломерации, включающей еще город-спутник Амурск, а также более десяти населенных пунктов городского и сельского типов.

В середине 90-х годов Комсомольской агломерации присвоен статус свободной экономической зоны производственного типа. Современная зона Комсомольск-Амурск-Солнечный включает территории трех административных районов Хабаровского края: Комсомольского, Амурского, Солнечного, а также территорию самого Комсомольска.

  • Краеведение: о городе и крае
  • О Комсомольске-на-Амуре

Комсомольск на амуре какой край

  • Глава города Комсомольска-на-Амуре: Жорник Александр Викторович
  • Адрес: 681000, Хабаровский край, Комсомольский район, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 13
  • E-mail: kanc@kmscity.ru
  • Телефон: 8 (4217) 573041
  • Факс: 8 (4217) 573211
  • Веб-сайт: http://www.kmscity.ru/

Историческая справка

В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края, а в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода.

В январе 1932 года, в таежное село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода.

Первыми 10 мая 1932 года в село Пермское прибыли навербованные, вольнонаёмные и комсомольцы, обладатели путёвок ЦК ВЛКСМ. От г. Хабаровска их доставила небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», выполняющий роль ледокола, на буксире у него была баржа – бывший плавучий дом отдыха амурских речников «Клара Цеткин», и в кильватере – пароход «Колумб», название которого как нельзя лучше подходило для будущих первостроителей. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень (скальная глыба кварцевого диорита весом в 21 тонну с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы – строители города») и памятник первостроителям.

Приехавшие по комсомольским путевкам в дикий таежный край добровольцы жили в бараках и шалашах, армейских палатках. Через семь месяцев после прибытия первых строителей село Пермское было преобразовано в город.

Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре» из села Пермского, основанного в 1860 году.

Днём города является – 12 июня.

Работая при лютых морозах, утопая в болотах и облаках таежного гнуса, испытывая нехватку практически всего – техники и механизмов, инструментов и инвентаря, продовольствия и одежды, первостроители ежедневные нормы выработки неизменно перевыполняли. Среди лучших тогда гремели бригады Сидоренко, Андрианова, Смородова, Медведовского, Хрулева, Мартынова, Науменко, Кокорева, Зозули, Володина, Морякова и многие другие.

Покоряя время и преодолевая невзгоды, все жили ожиданием начала строительства заводов-гигантов, ради которых люди сорвались с обжитых мест и приехали на суровый и безлюдный берег Амура. Правительственная комиссия, возглавляемая членом Оргбюро ЦК ВКП(б), начальником Политического управления РККА Яном Гамарником, преодолев на машинах и пешком по снегам и амурскому льду почти 400 километров, а затем еще и налетав в дальневосточном небе не один десяток часов, пришла к выводу: целесообразно строить судостроительный завод вблизи села Пермского.

В начале 1933 года, когда катастрофически не стало хватать леса для строительных работ, вызвались решить проблему 850 добровольцев. В нечеловеческих условиях, порой ценой здоровья и жизни они обеспечили стройку лесом, не допустили замедления темпов строительства.

12 июня 1933 года в торжественной и волнующей обстановке был заложен первый камень сегодняшнего Амурского судостроительного завода. Несколько позже, 18 июля 1934 года состоялась закладка еще одного индустриального гиганта – авиационного завода. В невероятно короткие сроки эти заводы дали стране долгожданную уникальную продукцию.

05 февраля 1937 года «Комсомольская правда» опубликовала письмо жены командира Красной армии Валентины Хетагуровой с призывом к девушкам страны ехать жить и работать на Дальний Восток. По этому призыву только в 1937-1938 годы в Комсомольск-на-Амуре приехало почти 8 тысяч девушек-хетагуровок.

В тридцатые годы в городе было начато строительство заводов «Амурсталь» и «Амурлитмаш», завода по производству свинцовых стартовых аккумуляторов и некоторых других. Большинство из них дали первую продукцию в суровом 1942 году и внесли весомый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и их союзников на Западном фронте, японских милитаристов на Дальнем Востоке. Трудовым подвигом было и участие комсомольчан в строительстве нефтепровода Оха-Комсомольск, Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Сооруженные в кратчайшие сроки, в тяжелейших условиях военной поры, сурового дальневосточного климата, эти предприятия помогли решить острую проблему с горючим для боевой техники фронтов.

Свыше 40 тысяч жителей города участвовали в сражениях Великой Отечественной войны. 35 тысяч комсомольчан были удостоены боевых наград, а 18 из них отмечены значком высшей воинской доблести – золотой звездой Героя Советского Союза. 5248 наших земляков не вернулись с полей сражений.

За четыре военных года комсомольчане построили и отремонтировали 28 военных кораблей, выпустили 2757 боевых самолетов, возвели 4 новых завода, поставляли для фронта сталь, нефтепродукты, аккумуляторы, боеприпасы и другую военную продукцию. Более 28 тысяч человек награждены орденами и медалями за труд в годы Великой отечественной войны.

Президиум Верховного Совета СССР, отмечая мужество и трудовой героизм, проявленный первостроителями города Комсомольска-на-Амуре, их важную роль в развитии производительных сил Дальнего Востока, вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, наградил 10 июня 1967 г. Комсомольск-на-Амуре орденом В.И. Ленина.

За большие заслуги трудящихся города в социалистическом строительстве и за успехи, достигнутые трудящимися города в развитии хозяйства и культуры, Президиум Верховного Совета СССР 09 июня 1982 г. наградил город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края орденом Октябрьской Революции.

Основанный на месте небольшого села Пермское и нанайского стойбища Дзёмги, Комсомольск за короткое время стал крупным промышленным центром Хабаров­ского края и Дальнего Востока. Среди северных террито­рий Дальневосточного региона это один из самых круп­ных центров расселения. По совокупности климатических и социально-экономических факторов он резко отличается от других территорий Дальнего Востока, в том числе близлежащих. Его положение на «стыке» диском­фортной и экстремально-дискомфортной климатических зон характеризует территорию как относительно дискомфортную для проживания. С 1976 года территория города приравнена к территориям Крайнего Севера. В то же время Комсомольск находится в своеобразном «оазисе» – амурской пойме, ширина которой достигает 20 км.

Приток Амура – небольшая горная река Силинка, яв­ляясь естественной границей, делит город на две части – «город» и Дзёмги. Так называли (впрочем, называют и сейчас) строительные площадки будущих заводов. Ныне это, соответственно, Центральный и Ленинский округа администрации города Комсомольска-на-Амуре. Их соединяет самая длинная магист­раль, протяженностью около 7 км – Комсомольское шоссе. Изначально это была грунтовая дорога с деревянным мостом через Силинку, построенная к 5-летию города. Позже, через 20 лет, построили первый железобетонный мост. Ныне магистральное шоссе самое напряженное в городе. Для разгрузки дороги в районе поселка Амурлитмаш была построена новая подъездная дорога к Дзёмгам с новым мостом. К 70-летию города был введен в эксплуатацию новый мост на Комсомольском шоссе.

Город вытянут более чем на 30 км вдоль Амура. Сво­им фасадом он обращен к реке, ширина русла которого в черте города достигает 2,5 км. Застройка начиналась от набережной – первые дома, улицы, предприятия. Первые жилые кварталы, преимущественно барачного типа, стро­ились вблизи промышленных предприятий. Это дало жизнь нескольким десяткам разрозненных поселков. Многие из них до сих пор сохранили одноэтажные домики с приусадебными участками. Здесь до сих пор можно увидеть наследие мастеров-пермяков – дома с деревянными кружевами.

Разработкой плана города занималось Ленинград­ское отделение Горстройпроекта, которое уже в 1939 году представило свой проект. Осуществлению задуманного помешала начавшаяся война. Вплоть до середины 60-х гг. архитектурный облик города определялся вкусами раз­личных ведомств и организаций. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов. Этим фактом чрезвычайно гордятся многие горожане, называя город «кусочком Ленинграда».

Центр набережной украшает оригинальное здание пассажирского речного порта – самого большого на Амуре. Его контуры напоминают плывущий корабль.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре третий по величине город Дальнего Востока, крупный промышленный и культурный центр территории.

На 1 января 2013 г. население города составляет 257 891 человек (оценочно по данным статистики), это более 19,2 % от общей численности населения Хабаровского края. Национальный состав достаточно однороден – русское население составляет 89,9 % от всего населения, доля коренных народов Севера – 1,3 %.

Город Комсомольск-на-Амуре является по объемам выпуска самым крупным промышленным центром Дальнего Востока и Забайкалья.

Наиболее развиты в городе – машиностроение и металлообработка (самолетостроение и судостроение, электротехническая промышленность, производство подъемно-транспортного и технологического оборудования), черная металлургия, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, легкая промышленность, лесная, пищеперерабатывающая, большим потенциалом обладает строительный комплекс города.

В настоящее время в Комсомольске-на-Амуре работают более сорока предприятий, выпускающие изделия на уровне мировых стандартов.

Комсомольск-на-Амуре расположен на левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в 360 км северо-восточнее Хабаровска.

Город Комсомольск-на-Амуре и прилегающие к нему территории обладают уникальными ресурсами. Удобное географическое положение, исторические и культурные памятники, уникальная природа создают все условия для развития индустрии туризма и отдыха. Комсомольск окружен грядой высоких сопок, человека, впервые попавшего в город, не покидает ощущение, что он находится в горной стране.

На территории прилегающих к Комсомольску-на-Амуре районов, проживают коренные народности Амура: нанайцы, орочи, нивхи, ульчи, культура которых имеет глубокие исторические корни. Она возникла под воздействием связей населения Нижнего Приамурья с Китаем и Японией через главный торговый путь по реке Амур.

Город Комсомольск-на-Амуре обладает интереснейшей историей, которая отражена в его архитектурных произведениях. Планировочная композиция города представляет собой лучевую систему, олицетворяющую «город-солнце». Архитектурные ансамбли города являются образцами «дворцовой» монументальной архитектуры. Сегодня в Комсомольске-на-Амуре насчитывается 83 объекта культурного наследия регионального и федерального значения, в том числе 59 объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране, 24 выявленных объекта культурного наследия.

Город красив в любое время года, и когда снег пушистым покрывалом ложится на его улицы, и осенью, когда город одевается в золото-багряный убор, и весной, когда город утопает в нежной зелени распускающихся листьев и пробивающейся травы бело-розовой накипи цветущих яблонь. В городе сохранен нетронутым таежный массив площадью более 500 гектаров – Силинский парк, средний возраст деревьев, произрастающих здесь – 100 лет, но есть отдельные экземпляры, достигшие 200 лет.

Прилегающие к городу территории имеют особое экологическое и рекреационное значение. Здесь расположены «Кедрово-тисовая роща», Комсомольский заповедник.

В черте города находятся горнолыжные базы и спортивно-оздоровительные комплексы, а в тридцати километрах от Комсомольска-на-Амуре один из крупнейших в стране – горнолыжный комплекс «Холдоми».

В Комсомольске-на-Амуре для обеспечения потребностей жителей и гостей города в занятиях физической культурой и спортом работают 422 спортивных сооружения, которые единовременно могут принять более 10 тысяч человек. В городе работают 4 муниципальные детско-юношеские спортивные школы, воспитанники которых составляют основной состав сборных команд Хабаровского края. В Комсомольске-на-Амуре работают филиалы Региональной школы тенниса, краевого государственного учреждения Хабаровский краевой центр развития хоккея «Амур», филиал краевой СДЮСШОР по киокушинкай карате. В 2012 году в городе подготовлено 20 мастеров спорта России и 64 кандидата в мастера спорта.

Для жителей и гостей города работают краеведческий музей, арт-галерея «Метаморфоза», музей изобразительных искусств, «Экспоцентр» авиационного завода, музей судостроительного завода, зоологический центр «Питон», который располагает интереснейшей коллекцией экзотических животных. Театральный Комсомольск представлен Драматическим театром, Театром юного зрителя «Зеркало теней». Молодежный театр «КнАМ» зарубежные театральные критики называют «провинциальным театром с европейским видением».

Культурная деятельность в городе также осуществляется муниципальным учреждением культуры «Городская централизованная библиотека» с 16-тью структурными подразделениями и кинотеатром «Факел». Кинотеатр «Факел» проводит благотворительные показы для ветеранов в рамках мероприятий, посвящённых Дню Победы, Дню памяти и скорби. Для пришкольных лагерей традиционно организовывается акция «Кинолето», проводятся также кинопраздники, посвящённые Международному дню защиты детей, Дню российского кино и др. Значимым событием стало приобретение кинотеатром в 2012 году цифрового оборудования. Это значительно расширило возможности кинопоказа. В городе также работают киноцентр «Красный» и кинотеатр «Юсити».

В городе реализуется комплекс мероприятий по развитию здравоохранения. Во всех лечебно-профилактических учреждениях проведён текущий ремонт, принимаются меры по закупке лекарственных препаратов и медикаментов, комплектованию медицинских учреждений квалификационными медицинскими кадрами.

Значительное внимание в городе уделено системе образования. В школах города проводится работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; развита система технологического образования; школьные мастерские, компьютерные классы оснащены необходимым оборудованием и программным обеспечением. В Комсомольске-на-Амуре отсутствует проблема обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях.

В городе Комсомольске-на-Амуре развиты все виды существующего транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. Наиболее крупными перевозчиками являются открытое акционерное общество «Российские железные дороги», открытое акционерное общество «Комсомольский аэропорт», общество с ограниченной ответственностью «Амуртрансфлот-1», муниципальное унитарное предприятие «ПАТП-1», общество с ограниченной ответственностью «Автоэкспресс» и общество с ограниченной ответственностью «Дальавтотранс». За период с 2009-2012 годы парк автобусов в муниципальном унитарном предприятии «ПАТП-1» обновлён более чем на 30%.

Перевозка населения по городу осуществляется по 36 маршрутам, из них: 4 трамвайных и 32 автобусных маршрута. Общей протяжённостью маршруты автобусного сообщения составляют 790 км, трамвайные – 98,8 км.

Из города Комсомольска-на-Амуре, а также через город транзитом, осуществляется движение автобусов по 12 маршрутам, связывая между собой такие населённые пункты как город Хабаровск, город Амурск, посёлок городского типа Солнечный, посёлок городского типа им. Полины Осипенко, посёлок Эльбан, город Биробиджан.

Посредством железной дороги город Комсомольск-на-Амуре связан как с западными, так и восточными населёнными пунктами Российской Федерации и ближнего зарубежья: Москвой, Харьковом, Пензой, Новосибирском, Благовещенском, Владивостоком, Хабаровском и др. Ежедневно от железнодорожных станций города в разных направлениях отправляются десятки железнодорожных составов, в том числе 6 пассажирских составов.

Основными операторами, предлагающими услуги связи в городе, являются открытое акционерное общество «Ростелеком» и закрытое акционерное общество «Технодизайн» (фиксированная связь и интернет), открытое акционерное общество «МТС», открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникация» и открытое акционерное общество «Мегафон» (мобильная связь и интернет), общество с ограниченной ответственностью «ИТЦ-связь» (интернет).

Задействованная ёмкость ГТС в 2012 году составила 70731 номер, в том числе квартирных – 65174 номера, ёмкость ведомственных АТС – 19160 номера, в том числе квартирных – 6500 номеров.

Для улучшения качества предоставляемых услуг операторами сотовых компаний введено в строй 7 новых базовых станций. На 29 базовых станциях проведена модернизация.

Почтовой связью жителей города обеспечивает обособленное структурное подразделение Комсомольского-на-Амуре почтамта УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России», одно из старейших предприятий города. «Почта России», как победитель конкурса министерства связи Российской Федерации по реализации национального проекта, осуществляет через почтамты города оборудование пунктов коллективного доступа в Интернет. Таких по городу Комсомольску-на-Амуре на данный момент 57.

Туристический сезон в Комсомольске-на-Амуре продолжается весь год. Благодаря своим природным ресурсам, историческим и культурным памятникам, город Комсомольск-на-Амуре представляет большой интерес, как для жителей России, так и для зарубежных туристов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *